Высокие отношения с контрагентом: как подтвердить вычеты по НДС

0
266

Добрый день, коллеги!

Мы часто сопровождаем наших клиентов во время налоговых проверок. И как показывает практика, налоговики в целом анализируют бизнес налогоплательщика как с позиции налоговой нагрузки, так и с позиции взаимозависимости. Это позволит взыскать задолженность с аффилированного лица.

Также отдельно они следят за договорными взаимоотношениями с контрагентами, определяя наличие или отсутствие необоснованной налоговой выгоды. Налоговики стремятся максимально полно оценить возникшую ситуацию и связанные с этим риски по перерасчету налоговых обязательств со спорными контрагентами.

Спорные контрагенты и формальность документооборота – одни из основных понятий, которые использует налоговики в ходе проведения камеральной налоговой проверки. Так они определяют реальность экономического оборота между юридическими лицами.

Письмо ФНС России от 03.11.2021 №ЕА-4-15/15530 «О дополнительных мероприятиях налогового контроля с целью подтверждения завышенных вычетов по НДС по взаимоотношениям со спорными контрагентами»

«ФНС России считает в целях усиления доказательственной базы необходимым проведение в соответствии со статьей 101 Кодекса дополнительных мероприятий налогового контроля на основании статьей 31, 86, 88, 90, 92, 93, 93.1 Кодекса с целью усиления доказательственной базы, в том числе:

<…>

анализа первичных документов (счетов-фактур и передаточных документов (актов)), представленных в целях установления фактического адреса поставки спорного товара согласно информации, отраженной в графе «Грузополучатель и его адрес»;

— допросов сотрудников (работников), в том числе директоров магазинов, в целях установления фактических обстоятельств и фактов поставки спорного товара на основании первичных документов (счетов-фактур и передаточных документов (актов)).

Данный перечень мероприятий налогового контроля не является закрытым, при необходимости может быть дополнен иными мероприятиями налогового контроля, необходимыми в целях установления фактических обстоятельств».

Таким образом, в рамках проведения мероприятий налогового контроля, в частности в ходе налоговых проверок, налоговики анализируют все гражданско-правовые сделки на предмет выявления фактов, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды.

Что такое формальный документооборот

Как таковой законодательной базы по формальному документообороту не существует. Это никак не урегулировано нормативно-правовой базой РФ. А рассмотреть данное понятие можно только с правовой оценки необоснованной налоговой выгоды.

Пример:

ООО «Ежик» на ОСН производит кондитерские изделия. И для осуществления своей предпринимательской деятельности компания привлекла ООО «Рыбка», заключив с ней договор комиссии. Но в этом договоре не установлена стоимость оказания услуг, не содержится информация об ответственности сторон, а также не предоставлялся отчет.

При заключении подобных договоров у налоговиков довольно часто возникает вопрос о правомерности указания вознаграждения. И как следствие, в дальнейшем они предъявляют требования о признании таких договоров незаключенными.

Полностью учесть расходы по договору, содержащие входной НДС, заказчик может только при наличии отчета. При этом ГК РФ не обязывает прилагать копии первичных документов к отчету. В то время как налоговая служба настаивает на этом.

Также возможна ситуация, в которой ООО «Ежик» и ООО «Рыбка» могут не предусмотреть в договоре количество товара, которые передадут по сделкам. Впоследствии может сложиться ситуация, в которой «Рыбка» для исполнения договора комиссии заключит сделку по реализации товара на большее количество, нежели ему передаст комитент.

При подобных обстоятельствах возникает вопрос: можно ли считать, что комитент нарушил обязательства перед комиссионером. Этот спор можно избежать, обозначив точное количество товара.

Какие документы нужно предоставить налоговикам

Необходимые документы, для подтверждения экономически обоснованных затрат:

  • договоры использования/оказания услуг;
  • правильно разработанный пакет документов договора комиссии;

Эти позволит избежать риска негативных последствий в виде налоговой проверки. А также сохранит вашу деловую репутацию.

Вывод

Таким образом, важнейшим средством регулирования обязательственных отношений является детальное раскрытие всех существенных условий в договоре. Именно наличие уточняющих пунктов и их грамотное использование позволит без проблем регулировать правовые отношения между сторонами.

Наличие среди контрагентов налогоплательщика взаимозависимых компаний неизменно привлекает внимание налоговиков. И к подобным сделкам следует относиться с особым трепетом, просчитывая на шаг вперед возможные риски.

При выборе контрагента важно проявлять осмотрительность, особенно в части оформления документов, если в будущем хотите избежать судебного спора с ФНС.

Уже сегодня стоит задуматься над тем, как обезопасить свой бизнес, потому что все прекрасно понимают, как в дальнейшем государство будет пополнять бюджет. Оптимизируйте налоги грамотно и обезопасьте свои активы, а мы вам в этом поможем.


Записаться на бесплатную консультацию по «Белому бизнесу»


 Процветайте и преуспевайте! Спасибо.