Готовимся к визиту налоговой: чек-лист для проверки бизнеса

0
4921

Готовиться к налоговой проверке необходимо заранее. Когда проверяющие постучатся к вам – исправлять какие-либо недочеты будет уже поздно и даже опасно. Почему? Любые действия налогоплательщика с момента, когда тот узнал о назначении проверки, налоговики посчитают умышленными и направленными на уход от ответственности и уплаты налогов. Поэтому давайте вспомним поговорку «готовь сани летом» и расскажем о том, как привести бизнес в порядок уже сейчас.

Обратите внимание, что анализ налоговых рисков – это не только бухгалтерский аудит.  Вам нужно проанализировать, нет ли признаков дробления, взаимосвязей с однодневками и т.п. Это выясняется не при анализе 1С и договоров, для этого нужен целый комплекс мероприятий. Как налоговики выявляют различные схемы? Аудиторы не беседуют с вашими сотрудниками, не изучают ваш сайт, ваше помещение. Они смотрят в цифры и бумаги. Именно так следует действовать и вам. Взгляните на свой бизнес с позиции налоговиков с желанием «откопать» доначислений на несколько миллионов.

Критерии, по которым нужно подготовиться к настоящей проверке, следующие:

  1. Начнем с «минимального проверочного списка». Проанализируйте:
    • Все ли предприятия зарегистрированы и поставлены на учет в фондах?
    • Создавали ли вы сами или ваши сотрудники в последние десять лет «левые» фирмы.
    • Было ли обналичивание через подставные компании?
    • Имеют ли место факты искусственного завышения закупочных цен (завышения себестоимости) продукции (сырья, материалов)?
    • Вся ли ваша заработная плата, заработная плата ваших сотрудников, иной доход ваш и ваших сотрудников легальны и с них полностью платятся налоги и страховые взносы?
    • Нет ли нелегальных нелицензионных программ?

Бывает, что предприниматель просто упускает такие ключевые факторы. А они потом дают основание налоговикам думать о компании как о недобросовестном юридическом лице.

Если по минимальному списку все в порядке, переходим к следующим пунктам:

  1. Проанализируйте участников группы компании на предмет наличия и/или отсутствия признаков взаимозависимости и аффилированности: обращайте внимание на собственников, были ли они последние три года аффилированы, даже при смене собственников. Если произошла смена собственников, то обратите внимание, сделано это было по номиналу или за реальную стоимость доли.
  2. Проанализируйте лиц группы компаний на признак самостоятельности и добросовестности. Предприниматели часто забывают, что компаниям их группы нужны расходы по расчетному счету, например, на аренду помещений, канцелярию, 1С, коммуналку и т.п.
  3. Осмотрите ваши офисные помещения. Если у вас общие вывески или их вообще нет, если нет признаков деятельности по юридическому адресу, в совокупности с другими признаками это даст основание налоговым органам признать налоговую выгоду необоснованной.
  4. Проведите выборочную беседу с сотрудниками группы компаний. Знают ли они, на какой именно должности и в какой из компаний они работают? Каковы их функции? Это нужно сделать обязательно, чтобы понять, каких сотрудников ни в коем случае нельзя пускать в налоговую на допрос и кому нужно выучить больше информации о своей компании и руководителе. Очень интересные вещи всплывают. А вы посмотрите на свой бизнес глазами сотрудников.
  5. Определите спорных контрагентов за проверяемый период. Необходимо проверить их по ЕГРЮЛ – возможно, некоторые из этих юрлиц уже не существуют, а у вас кредиторка по ним.
  6. Убедитесь, что вы проявили должную осмотрительности при выборе спорного контрагента, проверьте наличие документов по ключевым контрагентам. Если говорите, что проверяете контрагентов по ЕГРЮЛ – распечатывайте выписки по контрагентам и храните их.
  7. Проверьте документооборот и фактические обстоятельства работы со спорными контрагентами на предмет осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности. Это один из самых важных пунктов, так как он даст вам возможность вовремя увидеть недочеты в документообороте и исправить их как у себя, так и у контрагента. Исправлять что-либо после получения требования от налоговой о предоставлении документов уже будет поздно.

 

Как часто нужно проводить такую проверку? Чем чаще, тем лучше. В идеале, ее следует поручить специалистам, которые регулярно проводят подобный анализ в различных компаниях. Как минимум, первую проверку лучше провести с участием профессионалов, а затем вписать ее в должностную инструкцию сотруднику компании, отвечающему за безопасность вашего бизнеса.

После такой процедуры вы будете знать, что ждать от налоговиков, и сможете уверенно отстаивать свою позицию во время реальной проверки. Это позволит вам защитить свой бизнес и избежать неприятностей.

Удачи в делах!