Как это соблазнительно: не платить налог, который кажется неизбежным… А если это акцизы, то решение напрашивается само собой: надо сделать вид, что производим не подакцизный товар. Вот только решение это – самое неудачное из всех, какие только можно представить. Стоили ли махинации с бензином, заявленной переработкой отходов и реальным производством топлива тех последствий, к которым в итоге привели, — решать не нам. Но мы все-таки думаем, что лучше работать легально и получать законную прибыль, чем однажды оказаться на скамье подсудимых, заплатить 500 млн и получить уголовное дело.
Рассмотрим Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.11.2019 по делу № А81-8477/2018. Внимание налоговиков привлек крупнейший налогоплательщик, компания, которая якобы занималась переработкой нефтяных отходов. Однако в ходе выездной налоговой проверки налоговикам удалось доказать, что на самом деле компания занималась производством подакцизных товаров: бензина нескольких марок, дизельного топлива, мазута. Забегая вперед, скажем: компания с треском проиграла все инстанции, а доначисления составили более 500 млн рублей. И это по налоговой проверке всего лишь за год! Но давайте разбираться по порядку.
Изначально предприниматели заявили, что не могут производить бензин и дизтопливо, так как они не обладают необходимыми производственными мощностями. Однако в ходе выездной налоговой проверки удалось установить, что между компанией «А» (ответчик) и компанией «Б» был заключён договор аренды производственных мощностей, на которых как раз и располагались установки по переработке нефтепродуктов и производству бензина и дизтоплива. Однако в ходе проверки удалось подтвердить, что аффилированное лицо арендодателя закупало именно установку для перегонки бензина, то есть производства подакцизного продукта. И именно этим оборудованием пользовалась компания «А» в период налоговой проверки.
Казалось бы, наличие документов – это притянутый за уши показатель. Однако были и другие доказательства, которых в общей сложности оказалось более чем достаточно.
На чем попались предприниматели?
- Описание территории не соответствовало реальности. То есть, вместо установки по переработке отходов была установка по перегонке бензина.
- Все свидетельские показания, в том числе показания людей, которые обладают специальными знаниями, были не в пользу налогоплательщика.
- Экспертиза, которой пытался «прикрыться» налогоплательщик, была проведена формально. В заключении было указано, что спорное оборудование – это установка по переработке отходов. Однако эксперт, который давал заключение, на судебном заседании заявил, что сделал заключение исключительно на основании схемы, предоставленной налогоплательщиком. А значит, данное экспертное заключение не может быть приобщено к материалам дела.
Были и другие обстоятельства не в пользу налогоплательщика.
- Фактическим поставщиком сырья для этой компании являлась компания, которая, по счастливой случайности, в 2014 году была исключена из ЕГРЮЛ. Это очень удобно, поскольку проверяемый период был 2013 год, то есть документы компания-«поставщик» предоставить не могла. Но проверяющие пошли дальше: они смогли изъять сервера и 1С-Бухгалтерию, в которой четко были отражены все проводки. И оказалось, что покупателем продукции, которая якобы не является подакцизной, являлась достаточно крупная компания, которая в дальнейшем через собственную сеть автозаправок реализовывала… дизтопливо и бензин марок А-92, А-95 и А-98.
- Компания «А» закупала большое количество разнообразных присадок, с помощью которых повышается октановое число топлива. Это тоже косвенно свидетельствует о производстве подакцизной продукции. Изъятая 1С-Бухгалтерия полностью совпадала со счетами-фактурами по отчетности контрагента, которым «реализовывались» результаты переработки отходов, а не дизтопливо и бензин. То есть мы имеем четкое несоответствие документов, поданных организацией и контрагентом.
- Компания-ответчик решила подать уточненные декларации по некоторым моментам, но почему-то сделала это спустя 6 лет. Именно тогда, когда пришла выездная налоговая проверка. Суд не проявил никакого снисхождения и отказал в отмене решения выездной налоговой проверки.
Давайте подведем итог: компания-ответчик по поддельным счетам-фактуры отгружает несуществующий товар, который производит на оборудовании, не соответствующее требованиям. Точнее, оно соответствует требованиям, но для производства бензина, а не для переработки отходов. Поставщиком является фирма-однодневка. А у самой компании было огромное количество сертификатов, которые соответствуют требованиям ГОСТ для бензина и дизтоплива. И, что самое интересное, гендиректор не отрицала факта производства этих продуктов. Как результат –проигранное дело, доначисления и уголовная ответственность.
Уважаемые предприниматели, когда вы занимаетесь каким-либо дроблением, оптимизацией – ориентируйтесь на ситуацию. Любая ваша реорганизация должна преследовать деловую цель. Не забывайте о правильном документообороте, так как любые ваши махинации сейчас легко выявляются с его помощью. И помните, что ваши сотрудники не будут брать на себя ответственность. Они будут отвечать правдиво на все вопросы проверяющих. Поэтому оптимизируйте правильно. А если у вас возникают с этим вопросы, обращайтесь к нам. Мы обязательно вам поможем!