Основные критерии безопасной работы с самозанятыми

В 2019 году Федеральный закон от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» ввел налог для самозанятых. 

Что такое профессиональный доход

 Ответ можно найти в п. 7 ст. 2, №422-ФЗ.

«Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества».

Ставка налога формируется в зависимости от того, кто платит за услугу или товар самозанятого:

  • сделки с физлицами облагаются налогом в 4%;
  • сделки с ИП и юрлицами облагаются налогом в 6%.

Налог на профессиональный доход можно платить, только пока сумма дохода в течение года не превысит 2,4 млн рублей.

Налогом (НПД) не облагаются:

  • доходы от деятельности по трудовому договору. В этом случае работодателем платятся страховые взносы и удерживается НДФЛ;
  • доходы от продажи недвижимости и автомобилей. Тут также необходимо заплатить НДФЛ.
  • доходы от сдачи в аренду нежилых помещений. Но самозанятые могут сдавать жилье физлицам и платить НПД по ставке 4%.
  • доходы от продажи личного имущества, которое использовалось для личных и домашних нужд. Тут необходимо заплатить НДФЛ.
  • доходы от продажи долей в уставном капитале, паев, акций. Тут НПД не действует и необходимо заплатить НДФЛ.

Нельзя работать на НПД с бывшим работодателем, если еще не прошло два года после увольнения. В таком случае необходимо работать либо как ИП на каком-либо спецрежиме, либо оформлять опять трудовой договорили договор ГПХ.

Как не надо внедрять самозанятых

Часто возникают ситуации, когда работодатели расторгают трудовые договоры со своими сотрудники. А потом те становятся самозанятыми и заключают с бывшим работодателем договор ГПХ. При этом рабочие места остаются прежними и у «бывших сотрудников», по сути, ничего не меняется.

Необходимо помнить, что гражданско-правовые договоры между работодателями и самозанятыми могут быть переквалифицированы в трудовые.

Налоговики выявляют случаи, когда самозанятые, заключая с организациями или ИП договоры на оказание услуг, фактически работают у них. При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ.

Выявление признаков трудовых отношений является основанием для проверки и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, облагаются НДФЛ и страховыми.

Чтобы гражданско-правовой договор не переквалифицировали в трудовой, необходимо устранить из договора признаки, косвенно указывающие на трудовые отношения.

Признаки трудовых отношений:

  • обозначение режима рабочего времени;
  • указание на должность или профессию исполнителя;
  • условие, согласно которому подрядчик подчиняется должностному лицу компании;
  • отсутствие сроков выполнения работ и иные признаки.

Также у компании-заказчика не должно быть должности, обязанности которой выполняет самозанятый по договору ГПХ. В случае если такие работники есть, это может указывать на то, что единственной целью сотрудничества с самозанятым является минимизация налогов.

Что необходимо учесть при работе с самозанятым, для признания расходов по налогу на прибыль

Для организаций наличие чека, сформированного НПД-шником, является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы. Важно, чтобы не только был чек, как подтверждение расходов, но и то, что эти расходы соответствовали п. 1 ст. 252 НК РФ.

В целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, которые нужны были для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно п. 49 ст. 270 НК РФ, налогообложения прибыли организаций не учитываются.

«Расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты».

Вывод

Если вы планируете нанять самозанятого, то вам нужно учесть несколько факторов. Если этот самозанятый ваш бывший сотрудник, то с момента его увольнения должно пройти не меньше 2 лет. Также у самозанятого не должно быть постоянного рабочего места в организации. Его вознаграждение является вознаграждением и не носит фиксированный и четкий периодический характер. Самозанятый должен иметь еще минимум 2 источника дохода (заказчика) и не должен подчиняться распорядку дня и правилам компании.

Если вы планируете или уже сотрудничаете с самозанятыми, обращайте в ЮК «Туров и партнеры», мы поможем вам проанализировать действующие и выстроить будущие структуры работы с учетом максимальной оптимизации налогообложения и стопроцентной легализации.

В рамках услуги «Белый бизнес» мы анализируем текущую ситуацию на предмет рисков, а также разрабатываем новую оптимальную структуру бизнеса.


Заказывайте услугу «Белый бизнес»


Успехов вам и процветания!