19 августа 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый Кодекс РФ, согласно которым введена статья 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
Налогоплательщикам запрещено уменьшать налогооблагаемую базу и принимать вычеты при наличии одного из следующих оснований:
- Искажены сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика;
- Основной целью совершения сделки являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
Обязательство по сделке исполнено не лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком. Исключением является, передача обязательств по исполнению сделки иному лицу по закону или договору.
Обстоятельства, которые не могут сами по себе служить основанием для предъявления налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ):
1) первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;
2) контрагент нарушил налоговое законодательство;
3) налогоплательщик мог получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных сделок (операций).
Положения пункта 2 статьи 54.1 Кодекса не предусматривают для налогоплательщиков негативных последствий за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев. Налоговые претензии возможны только при доказывании налоговым органом факта нереальности исполнения сделки (операции) контрагентом налогоплательщика и несоблюдении налогоплательщиком установленных пунктом 2 статьи 54.1 Кодекса условий (Письмо ФНС России от 16.08.2017 №СА-4-7/16152@) обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС России от 31.10.2017 №ЕД-4-9/22123@) проявление должной осмотрительности важно для доказательства добросовестности налогоплательщика и контрагента.
В целях самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов налогоплательщики могут использовать общедоступные критерии оценки рисков, отраженных в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Одним из основных критериев оценки рисков ФНС и территориальные налоговые инспекции на местах указывают именно личные встречи руководителей компаний.
Далеко не каждый руководитель компании хочет, да и в принципе может себе позволить при заключении каждой сделки лично встречаться и обсуждать ключевые моменты сделки. В помощь загруженным предпринимателям приходят электронная почта и иные мессенджеры. Если руководители компании и не встречались лично, но представили деловую переписку, а именно коммерческие предложения, протоколы разногласий, иная документация, обязательная по условиям договора (заявки, акты и т.д.) для инспекторов этого будет достаточно. Сама переписка может проходить с помощью почтовых отправлений, электронной почты, либо иных мессенджеров. При этом для налоговой инспекции будет достаточно скан-копии экрана переписки с подписью директора. Если налогоплательщик предоставляет переписку в суд общей юрисдикции, необходимо нотариально заверить ее.
Анализ судебной практики показывает, что отсутствие деловой переписки с контрагентом рассматривается только в совокупности с иными признаками необоснованной налоговой выгоды. Главное, не обмануть самих себя, делая переписку уже по факту. Например, в Постановлении Девятого ААС от 04.03.2019 года по делу №А40-112201/2017 налогоплательщик не предоставил деловую переписку по требованиям налоговой инспекции, но впоследствии деловая переписка появилась в суде. Суд проанализировал представленную переписку и пришел к выводу, что в ней имеется огромное количество несостыковок. Лица, от имени которых отправлялись письма, фактически были «номинальными» и подтвердили это на допросах. Наличие деловой переписки поможет отбить претензии налоговой инспекции уже на начальных этапах, как во время проведения предпроверочного анализа вашей компании, так и во время выездной либо камеральной налоговой проверки.
Хотя деловая переписка и не является основополагающим критерием, но она способна зародить в инспекторах сомнения: действительно ли ваша компания является выгодоприобретателем, на которую им указал АСК-НДС-2, или это ошибка программы?
Не пренебрегайте деловой перепиской, делайте сканы, скрин-шоты или фотографии в момент заключения сделок и храните в досье своего контрагента. Сегодняшние реалии вынуждают налогоплательщиков доказывать свою невиновность. Презумпция невиновности не работает в полную силу, на досудебной стадии. Пользуйтесь всеми незапрещенными законом способами доказывать свою невиновность.