Докудахтались: как KFC намудрили с дроблением

0
3328

Дробление бизнеса – дело сложное и хлопотное. Достаточно всего пары ошибок, чтобы все сэкономленные деньги ушли на погашение доначислений. А уж если ошибок целый ворох, то, как говорится, «пиши пропало». Дело, о котором мы хотим рассказать сегодня – знаковое, крупное, печальное. Компания у всех на слуху: наверное, каждый хоть раз в жизни лакомился курочкой от KFC. А вот сама компания стала лакомым кусочком для налоговой…

В чем же ошибки? Почему компании доначислили миллионы?

Рассмотрим Определение ВС РФ от 05.11.2019г. № 308-ЭС19-19669. Итак, во франчайзинговой сети ресторанов KFC было 11 юрлиц с одним общим учредителем и 18 пунктов общепита на УСН + ЕНВД. Оборот по всей группе компаний был далек от лимитов по упрощенке. Единый бренд и оформление обосновали при помощи договора коммерческой концессии. Но вот загвоздка: когда вы заключаете договор коммерческой концессии, не надо заключать его с самим собой. Конечно, если у вас несколько компаний в разных городах, хорошо подходит обоснование, что вы разделили бизнес по региональному признаку. Так удобнее следить за рентабельностью, больше ответственности на руководителях и т.д. Но в данном случае этому обоснованию мешали другие ошибки.

Единый управленческий аппарат

Всем заправлял центральный офис, где выпускали финансовую политика, сшивали кассовые документы, хранили электронные ключи и все документы. Но ничего подобного в договоре коммерческой концессии не прописывается. Да, правообладатель следит за качеством предоставляемых товаров и услуг, которые берут в аренду, но он не может решать все вопросы. Для этого есть свои руководители.

Кроме того, именно в головном офисе проводили собеседования, оформляли новых сотрудников и выдавали зарплату. А на допросах сотрудники утверждали, что работают все вместе.

Общий банк

В принципе, это не страшно: банки, которые имеют хорошую репутацию, можно посчитать по пальцам одной руки. Однако право подписи в банковских документах одной компании предоставляли работникам другой! Подобного быть не должно, даже если это группа компаний. Эти фирмы должны относиться друг к другу, как к сторонним контрагентам. Не стоит отдавать кому-то свои банковские ключи…

Общий IP-адрес

У всех компаний был один IP-адрес, включая тот, который использовался для доступа в банк-клиент. Обратите внимание: не просто оформлялась отчетность, а именно проводились расчеты. Это важно. Кстати, если компания, которая оказывает вам бухгалтерские услуги на аутсорсинге, использует банк-клиент и проводит ваши платежи, то в соответствии со ст.7 №115-ФЗ она должна отчитываться в Росфинмониторинг по всем подозрительным операциям. Поэтому мы не рекомендуем отдавать бухгалтерам на аутсорсинге управление банк-клиентом. Платежи лучше осуществлять в компании заказчика.

Регулярная финансовая помощь

В бизнесе нормально, если более успешные ООО дают беспроцентные займы тем компаниям, у которых доход меньше. Но если денег не хватает у самостоятельной компании, она берет процентный заем. Это не может быть просто переброс денег из одной фирмы в другую, все должно быть обосновано.

Взаимовыручка и поддержка

В ходе следствия выяснилось, что расходы по приобретению и страхованию основных средств несли одни организации, а доходы от их эксплуатации получали другие. Остатки продукции, мебель, кухонное и торговое оборудование также переходили из компании в компанию без оформления сделок купли-продажи или аренды. Это все признаки единого бизнеса: «Тебе мойка больше не нужна, плита – давай ее туда отдадим». В самостоятельных компаниях такого быть не может. Юридическое лицо – это коммерческое лицо, все действия должны быть направлены на извлечение прибыли. Коммерческое лицо не может никому ничего дарить, оно должно получать деньги. Если вы хотите из одной компании передать что-то в другую, оформляйте куплей-продажей.

Общая корреспонденция

Учет входящей корреспонденции, адресованной организациям группы компаний, велся в едином журнале с единой сквозной регистрацией входящих номеров.

«Миграция» сотрудников

В сети ресторанов сотрудники постоянно «перебегают» из одного кафе в другое: не вышел кассир – отправили из другого ресторана, заболел сменщик – перебросили. Но когда начинаешь дробить рестораны, это становится реальной проблемой. В нашем деле все было еще хуже: сотрудники получали зарплату одновременно в нескольких компаниях, об этом свидетельствуют справки 2-НДФЛ и показания самих работников. Кроме того, имели место формальные кадровые перемещения. Некоторые работники выполняли одни и те же функции и не меняли фактическое место работы, но кадровая служба перевела их из одного юридического лица в другое. Получилось, что трудовых договоров на новом месте работы нет, а 2-НДФЛ есть. Все эти аргументы компания оспорить не смогла.

Немного верных решений

Тем не менее, некоторые аргументы компания оспорила. Например, налоговики вменяли им одинаковый вид деятельности, а это не повод для объединения. Если у компаний одинаковый вид деятельности, но они полностью самостоятельны, то могут работать спокойно. Здесь же была налицо именно общая подконтрольность и ведение бизнеса одной компанией.

Налоговикам не понравился и единый перечень крупных поставщиков товаров, продуктов, полуфабрикатов и так далее, но это все суд не принял. Почему? Многие договоры коммерческой концессии включают в себя определенный список поставщиков, у которых должен закупаться тот, кто арендует интеллектуальные права. Это делается, чтобы потребитель был уверен: в какой бы ресторан сети он не пришел, везде будет одинаковая курица. Поэтому единый круг поставщиков – это не страшно. Здесь большую роль сыграло то, что компании несли расходы друг за друга и было единое управление.

Чтобы у вас не случалось таких неприятных историй, проводите дробление с умом. Если вы хотите сделать общую бухгалтерию, выведите ее отдельно и заключите со всеми договоры, не передавайте ключи от клиент-банка. Если вы хотите контролировать несколько своих франчайзи, заключите договор коммерческой концессии. Но действуйте в пределах разумного: не надо хранить всю документацию и т. д. Придерживайтесь основных правил дробления! Какой бы метод вы ни выбрали, для начала изучите, например, чем трудовой договор отличается от гражданско-правового, какие должны быть деловые цели и зачем они вообще нужны, как их придумать, где написать, надо ли их знать или где-то зафиксировать. Узнайте признаки самостоятельности и добросовестности – они должны быть у каждого лица, как внутри группы компаний, так и у контрагентов. Обращайте внимание на поставщиков: договорные отношения должны быть оформлены правильно. И только после этого начинайте дробить, оптимизировать и т.д. Если вы сделаете оптимизацию и дробление только на бумаге, все это может закончиться миллионными доначислениями. Обращайтесь к нам, мы всему вас научим, а если надо – оптимизируем налоги за вас, в полном соответствии с требованиями закона.