Стоит ли безоговорочно следовать рекомендациям, изложенным в письмах Минфина? В своей практике я часто встречаюсь с тем, что коллеги и клиенты уделяют очень много внимания письмам Минфина и ФНС. Конечно, ознакомиться с мнением данных органов лишним не будет, но не забывайте, что эти письма не имеют юридической силы: это подтверждает Постановление Пленума ВАС РФ от 16.01.2007 № 12547/06. Положения, указанные в письмах, нельзя рассматривать как устанавливающие правила для налоговой, налогоплательщиков или судов. Разъяснения Минфина необязательны к применению всеми указанными категориями лиц. Они носят исключительно разъяснительный характер. Поэтому, когда мне пытаются доказать какую-то правовую позицию, апеллируя исключительно письмами ведомств, мне становится смешно. В любом вопросе в первую очередь нужно анализировать кодексы, законы и судебную практику, а письма и другие точки зрения оставить напоследок.
Однако налогоплательщик может использовать письма Минфина в свою пользу. Закон дал организациям право получать от Минфина письменные разъяснения по налоговым вопросам, согласно пп 2 п1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. В пункте 1 статьи 34.2 НК РФ сказано, что Минфин дает письменные разъяснения по применению налогового законодательства. Ценность таких ответов, данных конкретному лицу от министерства состоит в том, что компания подстрахует себя. Надо только доказать, что в адресном разъяснении Минфин рекомендовал вам решение, которое привело к этому результату (п. 8 ст. 75 НК РФ).
Существует также решение ВАС РФ № 4350/102, которое поможет заставить чиновников финансового ведомства отвечать за свои слова. Судьи, рассматривая налоговый спор, учли, что компания руководствовалась письмами Минфина РФ. Эти письма были направлены в ответ на поступающие в адрес ведомства запросы организаций и опубликованы в различных средствах массовой информации и справочно-правовых системах. ВАС РФ признал этот факт обстоятельством, исключающим вину фирмы в неправильном исчислении налога.
Конечно, чтобы получить ответ, который вам поможет, нужно правильно задать вопрос. Из Налогового кодекса следует, что в запросе должна быть полная и достоверная информация (п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
- Подробно опишите спорную ситуацию, иначе в споре с налоговиками у вас не получится воспользоваться полученными разъяснениям. Проверяющие могут заявить, что вы некорректно описали ситуацию и ввели сотрудников Минфина в заблуждение.
- Обязательно укажите в тексте письма даты, в которых возникла спорная ситуация. Это докажет, что защитные разъяснения касаются именно тех налоговых периодов, в которых вы претендуете на освобождение от ответственности. Пишите сухо, практически цитируя Налоговый кодекс РФ. Такой язык больше понятен налоговикам, чем человеческий.
- Задавайте только конкретные вопросы. На четкие, выверенные вопросы чиновники чаще всего дают такие же четкие и сухие ответы. Расплывчатый ответ опять же даст налоговикам шанс все опровергнуть. Постарайтесь задать наводящий вопрос и даже сослаться в нем на нормы закона. Им останется только подтвердить вашу мысль!
Обычно Минфин рассматривает письменные запросы за 33 дня. В течение трех дней письмо с запросом регистрируется, после чего 30 дней чиновники его изучают, но могут продлить и до 60. Когда получите ответ, подшейте письмо Минфина в папку в бухгалтерии.
И помните: если письмо Минфина хорошее, то объявляйте его хорошим и используйте, а если плохое, то не используйте.
Затрудняетесь описать вашу ситуацию юридически правильно? Не знаете, как получить от Минфина именно такой ответ, который вам нужен? Мы готовы вам помочь! Вы можете обратиться к нам за консультацией или заказать комплексную услугу «Налоговые риски». Мы найдем нарушения и составим план по их устранению за 7 дней.