Как использовать письма Минфина в свою пользу

0
714

Стоит ли безоговорочно следовать рекомендациям, изложенным в письмах Минфина? В своей практике я часто встречаюсь с тем, что коллеги и клиенты уделяют очень много внимания письмам Минфина и ФНС. Конечно, ознакомиться с мнением данных органов лишним не будет, но не забывайте, что эти письма не имеют юридической силы: это подтверждает Постановление Пленума ВАС РФ от 16.01.2007 № 12547/06. Положения, указанные в письмах, нельзя рассматривать как устанавливающие правила для налоговой, налогоплательщиков или судов. Разъяснения Минфина необязательны к применению всеми указанными категориями лиц. Они носят исключительно разъяснительный характер. Поэтому, когда мне пытаются доказать какую-то правовую позицию, апеллируя исключительно письмами ведомств, мне становится смешно. В любом вопросе в первую очередь нужно анализировать кодексы, законы и судебную практику, а письма и другие точки зрения оставить напоследок.

Однако налогоплательщик может использовать письма Минфина в свою пользу.  Закон дал организациям право получать от Минфина письменные разъяснения по налоговым вопросам, согласно пп 2 п1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. В пункте 1 статьи 34.2 НК РФ сказано, что Минфин дает письменные разъяснения по применению налогового законодательства. Ценность таких ответов, данных конкретному лицу от министерства состоит в том, что компания подстрахует себя. Надо только доказать, что в адресном разъяснении Минфин рекомендовал вам решение, которое привело к этому результату (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Существует также решение ВАС РФ № 4350/102, которое поможет заставить чиновников финансового ведомства отвечать за свои слова. Судьи, рассматривая налоговый спор, учли, что компания руководствовалась письмами Минфина РФ. Эти письма были направлены в ответ на поступающие в адрес ведомства запросы организаций и опубликованы в различных средствах массовой информации и справочно-правовых системах. ВАС РФ признал этот факт обстоятельством, исключающим вину фирмы в неправильном исчислении налога.

Конечно, чтобы получить ответ, который вам поможет, нужно правильно задать вопрос. Из Налогового кодекса следует, что в запросе должна быть полная и достоверная информация (п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

  1. Подробно опишите спорную ситуацию, иначе в споре с налоговиками у вас не получится воспользоваться полученными разъяснениям. Проверяющие могут заявить, что вы некорректно описали ситуацию и ввели сотрудников Минфина в заблуждение.
  2. Обязательно укажите в тексте письма даты, в которых возникла спорная ситуация. Это докажет, что защитные разъяснения касаются именно тех налоговых периодов, в которых вы претендуете на освобождение от ответственности. Пишите сухо, практически цитируя Налоговый кодекс РФ. Такой язык больше понятен налоговикам, чем человеческий.
  3. Задавайте только конкретные вопросы. На четкие, выверенные вопросы чиновники чаще всего дают такие же четкие и сухие ответы. Расплывчатый ответ опять же даст налоговикам шанс все опровергнуть. Постарайтесь задать наводящий вопрос и даже сослаться в нем на нормы закона. Им останется только подтвердить вашу мысль!

Обычно Минфин рассматривает письменные запросы за 33 дня. В течение трех дней письмо с запросом регистрируется, после чего 30 дней чиновники его изучают, но могут продлить и до 60. Когда получите ответ, подшейте письмо Минфина в папку в бухгалтерии.

И помните: если письмо Минфина хорошее, то объявляйте его хорошим и используйте, а если плохое, то не используйте.

Затрудняетесь описать вашу ситуацию юридически правильно? Не знаете, как получить от Минфина именно такой ответ, который вам нужен? Мы готовы вам помочь! Вы можете обратиться к нам за консультацией или заказать комплексную услугу «Налоговые риски». Мы найдем нарушения и составим план по их устранению за 7 дней.