10 способов проверить контрагента

0
2810

Зачем проверять контрагента?

Напрямую обязанность по проверке контрагента законом не установлена, однако с учетом ст. 54.1 НК РФ вы обязаны проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, в том числе, чтобы заключить с ним договор без рисков негативных налоговых последствий. Цель проверки — убедиться, что контрагент является добросовестной организацией, которая ведет реальную деятельность.

Все результаты проверки стоит зафиксировать в отчете, который организация разрабатывает самостоятельно. К отчету нужно приложить пакет материалов, которые вы получили в результате проверки.

Если вы не проявите должную осмотрительность и контрагент окажется не тем, за кого себя выдает, то по итогам проверки вам могут отказать в вычетах по НДС, зачете или возврате налога. Почему это происходит? С 2015 года ФНС РФ запустила аналитическую систему «АСК НДС-2», которая автоматически выявляет «разрывы» по НДС между контрагентами. Помимо этого, АСК НДС-2 включает в себя отдельный сервис — систему управления рисками «СУР АСК НДС-2», которая в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков, представивших декларации по НДС, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий. Система позволяет эффективно бороться с «однодневками» и незаконным обналичиваением.

При обнаружении подозрительных «схем» работы с недобросовестными контрагентами система в автоматическом режиме может заблокировать расчетный счет компании, а инспектор – включить ее в список внеплановых проверок. Также в автоматическом режиме, при распределении налогоплательщика в группы с высоким и средним риском, формируются уведомления ФНС с требованием о предоставлении документации.

Таким образом, чтобы защитить бизнес как от мошеннических действий недобросовестных контрагентов, так и от претензий со стороны фискальных органов, вы должны проверить контрагента и сделать это нужно самым тщательным образом.

С чего всё началось?

Первым разъясняющим документом по проверке контрагентов и способам их проверки стало письмо ФНС РФ от 11.02.2010 года № 3-7-07/84, которое уже было подкреплено разъяснениями из Пленума ВАС от 12.10.2006 г. № 53.

В последующем было опубликовано еще несколько показательных писем, которыми разъяснялись способы проверки контрагентов, а также понятия «добросовестности», «должной осмотрительности», «недобросовестности контрагента», «необоснованной налоговой выгоды», а именно письмо Минфина РФ от 17.12.2014 г. № 03-02-07/1/65228, письмо ФНС РФ от 12.05.2017 г. № АС-4-2/8872, письмо ФНС РФ от 16.03.2015 г. № ЕД-4-2/4124.

Как проверить контрагента?

  1. Проверить выписку из ЕГРЮЛ, убедиться, что контрагент не исключен из ЕГРЮЛ, не внес изменения в сведения, не использует адрес массовой регистрации, не дисквалифицированы учредитель и директор, а также отсутствует отметка о недостоверности сведений.
  2. Сделать официальный запрос контрагенту о предоставлении копий Устава, свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН), свидетельства о присвоении основного государственного регистрационного номера (ОГРН); протокол либо решение о назначении ЕИО, свидетельство о присвоении основного государственного номера индивидуального предпринимателя (для ИП) либо лист записи сведений в реестр ИП (до 2017 года). Паспортные данные на достоверность можно проверить на сайте МВД РФ.
  3. Проверить контрагента на наличие споров в картотеке арбитражных дел: банкротного дела либо гражданского дела с крупной суммой предъявленных требований, где контрагент является ответчиком.
  4. Проверить контрагента по базе судебных приставов на наличие возбужденных в отношении контрагента исполнительных производств.
  5. Сделать запрос контрагенту о предоставлении организационной схемы работы компании и/или структуру бизнеса либо схему работы с последующими контрагентами.
  6. Проверить контрагента по реестру недобросовестных поставщиков.
  7. Проверить, не было ли в отношении расчетных счетов контрагента решений о блокировке либо приостановке операций. Сделать это можно в «1С ЛикЭксперт», «Сбербанк Бизнес Онлайн».
  8. Уточнить размер бизнеса контрагента по реестру субъектов малого и среднего предпринимательства для исключения работы с «однодневками».
  9. Проверить бухгалтерскую отчетность контрагента за предыдущие периоды с помощью следующих официальных сайтов: Центр раскрытия корпоративной информации, ФСГС.
  10. Проверить срок действия лицензий контрагента по видам его деятельности: продажа алкогольной продукции – Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, образовательная деятельность – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, членство в саморегулируемой организации – «Федресурс», а при заключении сделки и подписании документов проверить срок действия нотариальной доверенности представителя контрагента на сайте Федеральной нотариальной палаты.