УСН любой ценой: 5 фатальных ошибок дерзкого дробления

0
782

Добрый день, уважаемые читатели. Меня зовут Юлия Баранова, я партнер юридической компании «Туров и партнеры».

Бизнесмен хотел остаться на УСН и создал 3 производственных кооператива для обслуживания компании. Идеальная, на первый взгляд, схема оказалась провальной. Какие ошибки допустил налогоплательщик и как их можно было избежать?

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 февраля 2020 года по делу № А27-28319/2017.

Данное дело касается искусственного дробления. Примечательно оно тем, что в схеме искусственного дробления участвует целых 3 производственных кооператива (ПК).

В чем суть

ИП сдавал свои торговые площади в аренду. Также он был учредителем организации, которая вела розничную торговлю. Также бизнесмен создал еще 3 вспомогательных ПК, которые лишь теоретически занимались своим видом деятельности:

  • первый кооператив оказывал бухгалтерские, юридические, кадровые услуги;
  • второй кооператив занимался складским хранением, обслуживанием и логистикой;
  • третий кооператив предоставлял клининговые услуги.

Теоретически модель неплохая. Налогоплательщик даже доказал самостоятельность юрлиц. Эти кооперативы:

  • имели отдельные адреса;
  • владели собственным оборудованием;
  • осуществляли закупку товара самостоятельно;
  • имели свой собственный штат сотрудников.

Факты взаимозависимости и применения УСН еще не свидетельствует о недобросовестности.

Ошибки предпринимателя

Налоговики доказали: эта модель создана для того, чтобы штат не превысил 100 человек и не слететь с упрощенки. Странно, что предприниматель не учел такой возможности в ПК, ведь пайщики не влияют на среднесписочную численность и их число может быть больше 100 человек.

  1. Аренда. Юрлица арендовали площади у ИП по однотипным договорам. Складские и прочие хозяйственные помещения предоставлялись в безвозмездное пользование вместе с оборудованием. На самом деле заявленных расходов по приобретению оборудования у ИП не было.
  2. Самостоятельность. ПК обслуживали лишь свою группу юрлиц. Когда мы рекомендуем создать обслуживающую компанию, в первую очередь, мы советуем, чтобы эта компания обязательно сотрудничала со сторонними котрагентами. Эти контрагенты не должны быть связаны с вашей группой дружественных лиц. Важно соблюдать признаки самостоятельности и работать в качестве самостоятельного лица. К сожалению, предприниматель этого не сделал.
  3. Расходы. В эти кооперативы перечисляли минимум денег, которых хватало лишь на арендные платежи и выплату зарплаты сотрудникам. Т.е. на выплаты по их видам участия: паевого, личного и трудового. Это также неправильно. Любой хозяйствующий субъект всегда несет определенные расходы и ведет фактическую финансово-хозяйственную деятельность. Не может организация тратить деньги только на зарплаты. Налогоплательщик упустил этот признак самостоятельности и добросовестности.
  4. Общий сайт. Также у организаций был единый сайт, который позиционировал всех ИП, как единую группу компаний, которые занимаются одинаковыми видами деятельности. При этом они позиционировались как розничные точки торговой группы.
  5. Деньги. Покупателей обслуживали в одном кассовом узле на основании договора кассового обслуживания, также с нарушением.

Исходя из указанных фактов, суд первой инстанции принял решение в пользу налоговиков. Будем наблюдать за судьбой этого дела. Слушания по арбитражу назначили на 9 июня. Возможно, мнение судов поменяется.

Вывод

При проведении любой реорганизации не забывайте о признаках самостоятельного юрлица. Постараетесь обеспечить организации сторонними контрагентами. Сторонние – это те, которые с вами не связаны. При работе с производственными кооперативами помните, что это всего лишь организационно-правовая форма, которая может заниматься любым видом деятельности. Количество пайщиков может превышать 100 человек. Самое главное – правильно оформить документооборот.

Если вы затрудняетесь самостоятельно оптимизировать налоги, обращайтесь в ЮК «Туров и партнеры». Мы запускаем онлайн-интенсив: «Создаем производственный кооператив». Вы научитесь:

  • экономить на налогах;
  • защищать активы;
  • повышать мотивацию сотрудников.

Записывайтесь, мы с радостью поможем вам и вашему бизнесу. Всего доброго, преуспевайте и процветайте!