Нет реальности – нет вычетов: куда делись 30 млн рублей?

0
697

Добрый день, уважаемые читатели. Меня зовут Юлия Баранова, я партнер ЮК «Туров и партнеры».

Я подготовила для вас интересное судебное дело, которое касается обнала и сотрудничества с сомнительными компаниями. Его особенность в том, как налоговики вычислили получение необоснованной налоговой выгоды.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2020 года №А40-282930/2018.

Суть дела

Налоговики проверили компанию и придрались к двум сомнительным контрагентам, с которыми налогоплательщик заключил договоры поставки насосов. 

По мнению налоговиков, бизнесмены не подтвердили реальность сделок со спорными контрагентами. Соответственно, они не могут претендовать на получение вычетов и учета расходов.

«Заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 519 672 р., доначислен налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость на общую сумму 22 898 283 р., пени на общую сумму 8 723 076 р.»

Аргументы налоговиков

  • «поставке подлежал импортный товар (4 электронасоса). Но, согласно сведениям, полученным из таможенной службы, на территорию РФ было ввезено только 2 единицы товара;
  • первичные документы со стороны контрагента подписаны неустановленным лицом;
  • перечисленные в адрес контрагента денежные средства, транзитом проходили в адрес «фирм-однодневок» (анализ банковских выписок);
  • конечный грузополучатель товара указал на получение только 2 насосов от налогоплательщика;
  • спорный контрагент имел «неритмичный» характер деятельности (т.е. вроде не однодневка, но и до реально действующей компании тоже не дотягивает);
  • налогоплательщиком не проявлена должная осмотрительность».

Компании отказали в вычетах по НДС. Расходы учтены лишь по двум электронасосам. То есть бизнесменам удалось частично отстоять налог на прибыль.

Второй контрагент был фирмой-однодневкой:

  • «первичные документы от имени контрагента подписаны неустановленным лицом;
  • поставке подлежал импортный товар, который на территорию России по факту не завозился;
  • конечный грузополучатель не подтвердил поставку товара и отметил, что оборудование с аналогичными функциями у него есть, однако он закупил его у официального дилера».

Данные с Telegram-канала «Налоги без Пи…»

Аргументы налогоплательщика 

  1. Поставки товаров были реальными, поскольку налоговики не доказали обратное в ходе проверки.
  2. Инспекция изучила только те документы, которые подтверждают ее позицию, и не запросила документы у конечных грузополучателей.
  3. Спорные контрагенты вели реальную деятельность, несли соответствующие расходы и риски.
  4. Взаимозависимость налогоплательщика и спорных контрагентов не подтверждена.

Решение судов

Суды встали на строну инспекции. Они отметили, что реальность сделок определяется не только фактическим наличием и движением товара, но и реальностью исполнения договора контрагентом. Наличие прямой связи с конкретным поставщиком и подрядчиком играет важную роль.

Многие «серые» бизнесмены переводят деньги на одну компанию, а продукт по факту продает другая. Документально все сходится, и товар есть в наличии. Однако если фирма заключила договор с компанией «А», то почему товар поставляет или продает фирма «Б»? Налоговики и суды обратят на это внимание. 

Вывод

Нужно иметь возможность подтвердить реальность сделки, в том числе факт транспортировки и хранения товара, а также его перемещение через таможню. Обратите внимание, что эти моменты отслеживали еще в 2018 году. 

Поэтому если вы затрудняетесь построить грамотную структуру вашего бизнеса, и хотите проверить риски, то мы ждем вас в нашем «обучающем лагере». Вы узнаете:

  • как вести себя во время налоговых проверок и как к ним готовиться;
  • как взаимодействовать с налоговиками;
  • как отбиваться от полицейских проверок;
  • на что обращают внимание суды в случае рассмотрения дел о дроблении и получении необоснованной налоговой выгоды.

Вы научитесь самостоятельно выстраивать грамотную структуру бизнеса и законно снижать налоги.