Не стажер, а ученик! Эффективный способ сэкономить при трудоустройстве

0
311

Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Наталья Брылева. Я партнер ЮК «Туров и партнеры».

Все больше компаний обучают сотрудников перед трудоустройством. Ведь они не работали на вашем оборудовании, не знакомы с корпоративной культурой и т. д. Проблема в том, что большинство бизнесменов не знает, как правильно оформить начало рабочих отношений. В итоге они заключают трудовой договор с испытательным сроком. Но есть кое-что гораздо выгоднее.

Согласно гл. 32 ТК РФ с соискателем можно оформить ученический договор. Это освободит вас от уплаты страховых взносов на сумму стипендии, которая выплачивается ученику. Также это избавит вас от «гор» документов, которые оформляются при заключении трудового договора. Стажер получит стипендию, которая облагается только НДФЛ 13%. Однако, есть нюансы. Налоговики могут переквалифицировать такой договор в трудовые взаимоотношения. Давайте разберем, как правильно внедрить ученичество, чтобы не вызвать подозрение у инспекторов.

  1. Разработайте положение об ученичестве и пропишите, что при приеме на работу нужно пройти обучение. Укажите, как оно проводится и сколько времени понадобится на изучение материалов. Отметьте, что по итогам обучения пройдет итоговая аттестация.
  2. Утвердите приказом положение об ученичестве в вашей компании.
  3. Пропишите в ученическом договоре размер стипендии. Она должна быть не меньше вашего регионального МРОТ. С этой суммы вы не будете платить страховые взносы. Также вы можете уменьшить налог на прибыль, если ваш соискатель отработал год. В договоре вы можете отметить, что если сотрудник покинет компанию раньше, чем через год, то он обязан вернуть стоимость обучения.
  4. Разработайте обучающие материалы и тесты. Закрепите за учениками супервайзера (наставника), который примет итоговую аттестацию и подпишет аттестационные листы. Храните эти документы в личном деле каждого соискателя. Формализма допускать нельзя.
  5. Заключите со стажером ученический договор и пропишите в документе, что его обучат именно внутренним правилам:
  • как пользоваться оборудованием;
  • как общаться с клиентами;
  • корпоративным стандартам;
  • правилам производства и т. д.

Таким образом вы не повышаете квалификацию сотрудника, а учите его работать именно в вашей компании. Если вы обучаете сотрудника для «себя», то наличие образовательной лицензии необязательно. Вы не ведете образовательную деятельность, не выдаете никаких «корочек». Применять ученичество без лицензии можно только в юрлице. Если вы внедряете ученичество в ИП, например, для себя, то необходима лицензия.

  1. Заключите трудовой договор. Отмечу, что после подписания договора уже не может быть испытательного срока.

В период обучения сотрудник может проходить практику и выполнять задания под контролем наставника. В таком случае платить ему за это не нужно. Если вы допускаете работника к изготавливанию изделий или оказанию услуг, то за это уже нужно платить оплату за практические занятия.

  1. Если у вас много сотрудников, которых нужно обучить, вы можете создать подразделение, отдельную компанию или ИП, которое будет заниматься образованием и получить на него образовательную лицензию. Для этого нужно соблюсти правила по помещению и оснащению, а также иметь образовательную литературу. В таком случае вы сможете взять в затраты все стипендии по ученическим договорам.

Вывод

Вы можете обучать не только соискателей, но и сотрудников, которые уже у вас работают. Такие работники будут совмещать свои трудовые обязанности с ученичеством. В таком случае они получат зарплату и стипендию.

Для успешной работы по ученическому договору у вас должно быть:

  • положение об ученичестве, которое вы утвердили приказом;
  • обучающая литература;
  • аттестационные листы;
  • перечень должностей, по которым предусмотрено обучение.

Если вы затрудняетесь оптимизировать налоги таким образом, обращайтесь к нам. Мы разработали пакет документов «Ученический»:

  • узнаете нюансы взаимодействия с учениками и алгоритм внедрения;
  • получите практическое руководство и документы для дальнейшего использования;
  • научите будущих сотрудников, проверите их компетентность и снизите налоговую нагрузку.

Желаем успехов вам и вашему бизнесу!