Проверка – это совокупность мероприятий, которые проводят органы государственного контроля (надзора) или муниципального контроля в отношении юридических лиц, чтобы проверить, соответствует ли их деятельность или действия (бездействие), производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. Это следует из п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Плановая проверка проводится с целью установить (ст. 9 Закона N 294-ФЗ):
- соблюдает ли юридическое лицо обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
- соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановая проверка может быть документарной или выездной. Она проводится в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ, не чаще чем один раз в три года (ч. 2, 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
В отдельных случаях плановые проверки не проводятся либо устанавливается иная периодичность их проведения. Такие выводы следуют из анализа положений ч. 1.1, 1.2, 2, 9, 9.3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ.
Основания для проведения
Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня (ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ):
1) государственной регистрации юридического лица;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
3) начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности.
Иными словами, указанные обстоятельства являются основанием для включения конкретного юридического лица в ежегодный план проведения проверок. Сводный план проведения проверок формирует Генеральная прокуратура РФ и размещает его на официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки
Законом N 294-ФЗ установлены, в частности, следующие права работодателя при проведении выездной проверки.
- Работодатель имеет право получить уведомление от органа государственного или муниципального контроля о предстоящей проверке:
— плановой – не позднее чем за три рабочих дня до ее начала (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Такое уведомление производится посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения плановой проверки (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) и (или) подписанного квалифицированной электронной подписью электронного документа (по электронной почте на адрес, указанный юридическим лицом) либо иным доступным способом;
— внеплановой выездной – не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Уведомление о проведении проверки производится любым доступным способом (например, факсограммой).
Юридическое лицо (работодатель) не уведомляется о внеплановой выездной проверке, если основаниями для ее проведения, в частности, являются:
— обращение (заявление) работника о нарушении работодателем его трудовых прав (ч. 9, абз. 6 ч. 7 ст. 360 ТК РФ);
— мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля о фактах возникновения угрозы (причинения вреда) жизни, здоровью граждан (ч. 16, 17, пп. «а», «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
- Работодатель имеет право потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
- Работодатель вправе получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
- Работодатель может потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в пп. «а», «б» п. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).
- Работодатель вправе запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
- Работодатель вправе присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам (п. 1 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 18 Закона N 294-ФЗ. В ней установлено, что проверяющие не должны препятствовать руководителю (другому должностному или уполномоченному лицу) организации присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения.
- Работодатель имеет право обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, которые юридическое лицо использует при осуществлении деятельности (ч. 4 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
- Работодатель вправе отказаться от оплаты мероприятий по контролю. Основание — п. 8 ст. 3 Закона N 294-ФЗ. Пунктом 7 ст. 15 данного Закона запрещена выдача юридическим лицам предписаний или предложений о проведении контрольных мероприятий за их счет.
- Работодатель имеет право ознакомиться с результатами проверки, в частности с оформленным после ее завершения актом (ч. 1, 4 ст. 16, п. 3 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). Подробнее об этом см. п. 4 настоящего материала.
- Согласно ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ работодатель может представить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения представляются в соответствующий орган государственного или муниципального контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки.
- В силу п. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ работодатель вправе обжаловать в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя.
- Работодатель может обратиться в суд с иском о взыскании вреда (в том числе упущенной выгоды), причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного или муниципального контроля, которые были признаны неправомерными (ст. 22 Закона N 294-ФЗ).
Обязанности работодателя при выездной проверке:
- Работодатель обязан предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ), только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка.
Факт передачи оригиналов документов для проверки целесообразно оформлять письменно, например в виде акта приема-передачи или описи, где необходимо указать названия документов, их реквизиты, количество листов. Опись (акт приема-передачи) подписывает руководитель организации (уполномоченный представитель) с указанием должности, расшифровки подписи, даты и времени передачи. Представителем может быть работник данной организации, которому выдана соответствующая доверенность.
Кроме того, необходимо, чтобы акт (опись) был подписан должностным лицом, проводящим проверку, в подтверждение того, что им получены соответствующие документы.
Опись целесообразно составлять в двух экземплярах: один остается у организации, а другой передается вместе с документами. Наличие такого акта (описи) является доказательством надлежащего исполнения организацией обязанности по предоставлению документов.
- Работодатель обязан обеспечить присутствие при проведении проверки руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей организации (ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ).
- Работодатель обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Результаты проверки
Акт проверки
По окончании проверки проводившее ее должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должно оформить акт по установленной форме (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Такой акт составляется непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, которые имеют равную юридическую силу. Это следует из ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Один экземпляр акта с копиями приложений передается руководителю (иному должностному лицу или уполномоченному представителю) организации в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ. В частности, с 10 января 2016 г. акт может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт. Такой порядок применяется при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Акт, направленный указанным образом, считается полученным проверяемым лицом при условии, что данный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения. Эти выводы следуют из ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.
В случае когда для составления акта проверки требуются заключения по результатам проведенных исследований (испытаний, экспертиз и др.), он составляется не позднее трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю. Акт передается руководителю (иному должностному лицу или уполномоченному представителю) организации в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.
В силу п. 3 ст. 21 Закона N 294-ФЗ руководитель (иное должностное лицо или уполномоченный представитель) организации вправе, в частности, отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.
Предписание об устранении нарушений
Юридическому лицу может быть выдано предписание об устранении выявленных при проведении проверки нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, в частности, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц. Такие предписания выдаются должностными лицами, проводившими проверку, в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством РФ, если выявлено, что проверяемым лицом нарушены обязательные требования или требования, установленные муниципальными правовыми актами. Данные выводы следуют из п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ.
Предписание, в числе других решений, действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекших за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, может быть обжаловано в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Это следует из содержания ч. 1 ст. 218 КАС РФ, п. 4 ст. 21, ч. 1, 2 ст. 23 Закона N 294-ФЗ.
Порядок судебного оспаривания решений, действий (бездействия), в том числе должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, установлен, в частности, гл. 22 КАС РФ.
Протокол об административных правонарушениях
Если в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, были обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, он вправе после оформления акта о проведении проверки возбудить дело об административном правонарушении. Когда наказание за выявленное правонарушение предполагает административное приостановление деятельности, дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления акта о проведении проверки, если имеется необходимость применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Эти выводы следуют из совокупного содержания п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, примечания к ст. 28.1 КоАП РФ. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, перечислены в ст. 28.3 КоАП РФ. К их числу, в частности, относятся государственные инспекторы труда, что следует из содержания п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
В зависимости от обстоятельств дело об административном правонарушении считается возбужденным в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении. Это следует из содержания п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ и с учетом положений ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ. Этот документ оформляется немедленно после выявления административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).
Если возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела либо сведений о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Это следует из ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ.
Содержание протокола, порядок его оформления и ознакомления с ним закреплены в ст. 28.2 КоАП РФ.
Журнал учета проверок
Сведения о проводимых в организации проверках отражаются в журнале учета проверок (при его наличии в организации). Записи в журнал учета проверок заносит должностное лицо, проводящее проверку. Данные выводы следуют из ч. 8, 9 ст. 16, п. 13 ст. 18 Закона N 294-ФЗ.
Согласно ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ для ведения журнала учета проверок можно использовать типовую форму. Такая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
При отсутствии в организации журнала учета проверок запись об этом делается в акте проверки (ч. 11 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Ответственность работодателя за отсутствие журнала не предусмотрена. Но ведение такого журнала в интересах работодателя, так как внесенные в журнал записи могут служить доказательством в суде в случае оспаривания результатов проверки.
Основания для отмены результатов проверки
Если проверка была проведена с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, то согласно ч. 1 ст. 20 указанного Закона ее результаты не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Такие результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления организации.
Грубыми нарушениями установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок признаются нарушения, перечисленные в ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ. Например, к ним относятся следующие:
— проведение плановых проверок более одного раза в три года, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9, 9.3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ);
— нарушение требования ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в части отсутствия оснований для проведения плановой проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ);
— неуведомление в установленном ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ порядке юридического лица о проведении плановой проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Как перестать бояться любых проверок? Мы готовы помочь вам проверить бизнес и устранить ошибки в работе, которые влекут доначисления и штрафы. Давайте вместе сделаем так, чтобы налоговикам было нечего искать в вашем бизнесе.
Материал подготовлен с использованием системы «Консультант Плюс»