Докатились! (про ТЛК, НДС и 25 млн доначислений)

0
958

Немного грустно, когда хочешь сэкономить, а в итоге теряешь почти 25 млн рублей. Конечно, владельца транспортной компании можно понять: так жаль расставаться с НДС, который никто не вернет. А ведь, казалось бы, как легко исправить ситуацию! Вуаля – и небольшая махинация с ОООшкой на ОСНО ставит все на свои места. НДС ставим к вычету, услуги оказываем от ИП, все довольны. Только про налоговую забыли. А они оказались ой как недовольны…

Результатом такой «оптимизации» стало судебное дело, о котором мы хотим рассказать. 7 августа 2019 года вышло решение кассации Арбитражного суда Центрального округа, налогоплательщик проиграл.

В чем же, собственно, дело? Налоговая инспекция провела проверку транспортной компании, которая оказывала услуги как самостоятельно, так и силами подрядных организаций. И обнаружила, что есть несколько организаций, допустим, ООО «Новация», ООО «Лидер», «Автотранс» и так далее, которые мало того, что взаимозависимы, так еще и были зарегистрированы незадолго до заключения договора, да еще и подконтрольные. В общем-то, это стандартная схема работы транспортной компании: есть ТЛК на НДС, подрядные услуги которой оказывают ИПшники либо какие-то компании на упрощенке. Именно таких компаний на рынке больше всего: транспортные компании на упрощенке хотя бы могут выживать, в отличие от транспортных компаний на основной системе. Но НДС-то к вычету пропадает! С дохода НДС платить надо, а к вычету поставить нечего, кроме бензина. Поэтому многие транспортные компании берут реальные услуги у ИПшников, а документы делают на ОООшке на основной системе. Конечно же, никакой реальности здесь и в помине нет. Просто через ОООшку на основной системе прогоняются деньги, а потом они либо возвращаются, либо перечисляются реальным подрядчикам, либо даже не перегоняются, а создают «бумажный НДС».  Разумеется, налоговая довольно быстро вычислила эту схему.

Решение первой инстанции почему-то было принято в пользу налогоплательщика, но арбитраж это исправил. Кассация еще раз подтвердила, что решение должно быть принято в пользу налогового органа, а не налогоплательщика. Как налоговая смогла донести до суда, что налоги нужно все-таки доначислить? Вот, что выяснили проверяющие. Общество располагало трудовыми ресурсами, транспортными средствами, диспетчерской службой и фактически самостоятельно организовывало перевозки грузов заказчиков, как собственным транспортом, так и с привлечением третьих лиц. При этом документы оформлялись от имени подозрительных ОООшек, условия договоров, которые заключались со всеми компаниями от налогоплательщика с этими «серенькими» компаниями, были идентичны. К тому же, они еще и не исполнялись, то есть был искусственный документооборот.

Инспекцией в ходе мероприятий налогового контроля выявлены следующие обстоятельства: компании были зарегистрированы за месяц, за полтора до заключения договора, отсутствовали по юридическим адресам, платили минимальные налоги, у них отсутствовало имущество, люди, основные средства. То есть вообще отсутствовало все, с помощью чего можно оказать транспортную услугу. Руководители этих сереньких компаний отрицали свое отношение к данным организациям и говорили, что к ведению дела, к подписанию отчетности, документов они не имели никакого отношения. Руководителем двух из четырех компаний являлся один и тот же человек, причем он тоже говорил, что ничего не знает. Подписи в первичных документах, которые налогоплательщик представил, оказались поддельными. К тому же, характер операций по счету у этих компаний был транзитный, то есть деньги заходили и сразу перечислялись либо физикам, либо разным организациям, либо снимались со счетов. И все это происходило на следующий или в тот же день: деньги пришли – деньги ушли. Это и есть транзитный характер операций в полной красе. Подрядчики, которые реально оказывали транспортные услуги для налогоплательщика, указали, что договора и заявки ей поступали от налогоплательщика, хотя документы были сделаны от другой компании.

То есть налогоплательщик берет по документам и на подряд серенькую ОООшку, а фактически услуги оказывает ИПшник. Но при этом фактические взаимоотношения были между налогоплательщиком и ИП, никак не затрагивая в реальности эти подрядные «серенькие» компании. И все это было сделано только для того, чтобы снизить НДС, поставить НДС к вычету. Причем, что интересно, эти «серенькие» компании занимались не только транспортными услугами. Они оказывали услуги, перепродавали товары и много чего еще. Не удивительно, что в данном случае решение отрицательное: это были полностью фиктивные взаимоотношения. Здесь была только одна деловая цель: необоснованная налоговая выгода.

Мы понимаем, что транспортным компаниям тяжело. Но можно экономить налоги и по-другому. Да, если у вас нет заказчиков без НДС, то сэкономить НДС вы не сможете, с ним придется попрощаться. Но можно снижать налоги по упрощенке. Можно снижать налог на прибыль. У вас идет большой фонд заработных плат и большая нагрузка по зарплатным налогам. Но также можно снижать и их! Можете создать подрядных ИП либо подрядный производственный кооператив. Потом не нужно жаловаться, что у вас было дробление и налоговая доначислила. Конечно, доначислила, потому что оптимизировать налоги спустя рукава сейчас уже не получится. Если вы прибегаете к дроблению бизнеса — делайте это с умом, все должно быть легально, лица должны быть самостоятельными и добросовестными. И у каждой сделки должна быть деловая цель. Поэтому дробите бизнес правильно и не допускайте обнала.