Субсидиарка: как главбуху спасти свои деньги и жизнь

0
2731

Некоторые истории заставляют ужаснуться и задуматься: уверены ли вы в своей безопасности? Кто гарантирует вам спокойное будущее, если не вы сами? Давайте обсудим одно очень резонансное дело, получившее широкую огласку в том числе благодаря системе «Главбух». Суть в том, что бухгалтер «попал» вместе с директором компании на 97 млн рублей по субсидиарной ответственности. Цифра ужасающая, и как с ней может расплатиться простой бухгалтер, мы не знаем. Но зато мы знаем, как защитить себя на будущее, застраховаться от таких последствий.

Итак, главный герой этой истории – бухгалтер, который до 2011 года работал в строительной компании. А в 2012 году началась проверка и обнаружилось, что компания обналичивала средства под фиктивные строительные услуги. Изначально бухгалтера привлекли как свидетеля, ему ничего не вменяли, просто узнавали, как обстояли дела в компании. После того как прошло дело о доначислениях, завели уголовное дело на директора. Компания расплатиться не смогла, завели дело о банкротстве. И вот именно по делу о банкротстве, которое уже прошло несколько инстанций и не раз обжаловалось, бухгалтеру и директору вменяют долг по субсидиарке 97 млн рублей. Это просто бухгалтер, у которого жена и трое детей. Даже если он будет выплачивать половину долга, то за сколько лет он погасит долг в 50 млн рублей? Попробуйте сами посчитать. Это обычный человек, который делал свою бухгалтерскую работу. Естественно, это не он принимал решения обналичить деньги и не он получал потом за это деньги себе в карман. Но государство решило, что он является контролирующим лицом, и с него нужно взыскать. Сейчас снова подано заявление на пересмотр дела, и будем надеяться, что всё-таки ситуация разрешится в пользу бухгалтера, потому что по-человечески его жалко.

А мы с вами попытаемся понять, какие ошибки были допущены, и почему дело обернулось подобным образом.

Я хочу обратить ваше внимание, что у бухгалтера была электронная подпись, он подписывал платежки на оплату по договорам с «контрагентами-помойками». И подписано таких платежек было на 165 млн рублей. Никогда не подписывайте платёжки, которые вызывают у вас подозрение! Пусть их подписывает сам директор, либо дает письменное распоряжение на то, чтобы вы их пописали. Сохраняйте такие распоряжения, сделайте копии и заберите домой. Они могут вам понадобиться через несколько лет, даже если вы в компании уже не работаете. Я не зря упоминала о том, что работал человек по 2011 год, а проблемы у него сейчас. Иногда рекомендуют, чтобы бухгалтер писал запрос директору: «Довожу до вашего сведения, вот эта операция вызывает сомнения, вы уверены, что мы хотим ее провести и т. д.?» Чем обычно это кончается? Эта бумага ложится на стол к директору, он ее смотрит, говорит: «Давай, не выпендривайся, иди, оформляй». И в результате никаких письменных доказательств того, что директор сказал «оформляй» нет, но при этом есть бумажка, которая говорит о том, что бухгалтер знал, что это плохая операция и все равно ее провел. Эта бумажка сделает только хуже. Поэтому пусть подписывает все директор, а главный бухгалтер просто составляет отчетность.

Так как изначально бухгалтера привлекали как свидетеля, его адвокат не следил за тем, что он рассказывает налоговым органам, а когда уже дело пошло на банкротство, все эти протоколы допросов подняли, и они сыграли очень плохую роль. Допустим, на банкротстве бухгалтер сказал, что компания сама выполняла работы, хотя платили за них сторонним компаниям – это классическая схема обналички и снижения НДС. Разумеется, контролирующие органы сделали из этого вывод: договоры с субподрядчиками были фиктивными, и бухгалтер это знал.

Если вас вызывают на допрос, возьмите с собой юриста. Потому что налоговики и правоохранители ведут себя гораздо спокойнее в присутствии юриста. Если вы в чем-то не уверены, лучше скажите, что вы не помните. Не уверен, значит, не помню. Но если вы уверены в том, что этот вопрос заставляет вас дать ответ, который вам навредит, тем более отвечайте: «Не помню». Не нужно говорить, что я не обязан свидетельствовать, ссылаться на Конституцию и т.д. Вы их только обозлите. Лучше говорить: «Я не помню, надо поднять документы и т.д». И, конечно же, обязательно читайте в конце допроса протокол. Если там допущены какие-то ошибки, что-то перефразировали, смысл поменялся, есть какая-то двусмысленность в том, что они записали, сразу же делайте пометки в протоколе.

Если вы знаете, что вам что-то подобное может грозить, то лучше изначально подготовиться, составить некую стратегию, по которой вы в дальнейшем будете двигаться, будь то налоговое дело, в арбитражном суде, либо это уголовное дело, либо это банкротство.

Конечно же, необходимо проверять контрагентов и проявлять должную осмотрительность. Но если вы бухгалтер, смотрите, чтобы в вашем трудовом договоре не было обязанности проверять контрагентов и проявлять должную осмотрительность. Пусть этим занимается директор, юрист, служба безопасности. Это не функция бухгалтера. Она вам не нужна. Она приведет только к плохим последствиям.

Если вместо вас первичку подписывал кто-то другой, не забывайте, что вы не отвечаете за достоверность первичных документов, которые прописывали другие лица. Это у нас прописано в ч.3 ст.9 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Бухгалтер был уверен, что ему ничего не грозит. Изначально он выступал как свидетель и считал, что директор за все отвечает. У него была позиция: «Я тут просто сижу по трудовому договору, что сказали, то я и сделал. Я ни за что не отвечаю».

Помните: бухгалтер несет ответственность. Особенно если он подписывает налоговую отчетность, первичные документы. Особенно если находятся какие-то подтверждения сговора: переписка в различных мессенджерах и какие-то другие следы участия бухгалтера в принятии решений. А так как бухгалтер был оформлен по трудовому договору, то очень сложно доказать, что он тут ни при чем: все документы были сделаны 10 лет назад, уже сложно что-либо найти и подтвердить. Вам придётся самостоятельно доказывать, что вы не виноваты. В данном случае презумпция невиновности не работает.

И имейте в виду, бухгалтера и директора привлекли к ответственности солидарно. Если решение не отменят, долг будут взыскивать приставы. Долги по субсидиарке взыскивают так же, как и другие задолженности. Единственное жилье у него, конечно, не отнимут. Но имущество, которое можно продать в счет погашения задолженности, изымут.

Также хочу обратить ваше внимание на то, что долги по субсидиарной ответственности при личном банкротстве не списываются. Многие думают: «Даже если нам доначислят, обанкротимся как физики». Так вот, даже если вы обанкротитесь, долги все равно останутся на вас – это п. 6 ст. 213.28 №127-ФЗ.

Давайте подведем итог. Чтобы не только зарабатывать деньги, но и сохранять свою личную безопасность, сохранять те накопления и активы, которые вы заработали, будь вы владельцем бизнеса, директором или главным бухгалтером нужно:

  1. Изначально строить работу легальным образом.
  2. Заранее готовиться к проверкам, чтобы точно знать, что говорить, и иметь на руках документы, которые подтвердят ваши слова.

А вообще, гораздо безопаснее быть бухгалтером по ГПХ, по договору оказания бухгалтерских услуг, выступая в качестве ИП. И указать прямо в договоре, что бухгалтер на аутсорсинге не несет ответственность за проверку контрагентов и работает только с теми данными, которые представил заказчик. И не давайте бухгалтеру на аутсорсинге допуск к «Клиент-банк».  Это убирает всю суть защиты бухгалтера. Так же если у бухгалтерской компании или бухгалтера-ИП есть доступ к расчётному счёту заказчика, он обязан регистрироваться на сайте Росфинмониторинга и «стучать» при любых подозрительных операциях. Когда бухгалтер работает не по трудовому договору, а на аутсорсинге, мы и бухгалтера защищаем от долгов компании, и ответственность руководителя снижаем, потому что устраняем группу лиц по предварительному сговору.

Готовьтесь к проверке заранее, подстилайте соломку. И тогда у вас жизнь станет намного проще и не будет таких неприятных сюрпризов.