Ну наконец-то мы дождались сервиса, эдакой социальной сети от налоговых органов, где можно проверить контрагента. Не знаю, насколько это будет интересно всем бизнесменам, но давайте посмотрим, как это видят налоговики.
На сайте ФНС будет доступен сервис «Как меня видит Налоговая». Что это такое? Теперь вы в своем личном кабинете сможете взаимодействовать со своими контрагентами по типу социальной сети. Вы можете «подружиться» со своим контрагентом, дать возможность контрагенту увидеть о себе какую-то информацию. Например, ту, которая нужна, чтобы подтвердить, что вы проявили должную осмотрительность в отношении выбранного контрагента. И после этого вы можете со спокойной душой заключать с ним договор, зная, что он такой весь положительный, с активами, с нужным трудовыми ресурсами и обязательно исполнит обязательства по сделке.
Какую информацию можно увидеть в новой «социальной сети»
Не секрет, что в отношении каждой компании периодически проводится предпроверочный анализ. Контрольно-аналитический отдел территориальных налоговых инспекций работает в этом плане замечательно. Он по определенным критериям, по определенным сведениям, которые имеются только у налогового органа, определяет, есть ли какие-то признаки совершения налогового правонарушения у налогоплательщика. Или есть ли какие-то сведения, которые характеризуют высокую степень риска проведения финансово-хозяйственной деятельности у налогоплательщика или нет.
И раньше мы с вами всегда гадали, что же это за сведения, по которым нас отбирают на выездную налоговую проверку. Что же такого в нашей деятельности видит налоговики, что заставляет их идти и проверять нашу компанию? Раньше эти сведения были типовые, например, сведения о массовом учредителе или руководителе. Или не состоит ли ваш директор в составе дисквалифицированных лиц, нет ли у вас массового адреса регистрации по юридическому адресу. Но теперь к этим сведениям добавлены другие очень интересные сведения, которые раньше были доступны только налоговикам.
Теперь они будут доступны еще и в вашем личном кабинете. Вы про себя сможете увидеть такие сведения, как доля вычетов НДС, разрывы в вашей цепочке поставок, ваши контрагенты с высокой степенью риска. Раньше только налоговый инспектор мог вам показать эту информацию. А теперь вы можете ее сами узнать в личном кабинете. Также будет показано, какие активы у вас есть, какие у вас среднемесячные заработные платы.
Эти риски теперь вы сможете увидеть, а раньше они были только в руках налоговиков. Они вам их раскрывали только тогда, когда уже в отношении вас велись какие-то мероприятия налогового контроля.
Теперь вы можете самостоятельно зайти в этот личный кабинет, посмотреть: ага, вот я под таким-то, таким-то рискам таким неблагонадежным контрагентом кажусь. И если со мной захочет заключить договор какая-то компания крупная, она увидит эти показатели и не захочет со мной «дружить» в этой социальной сети.
Зная эти рискованные моменты, вы сможете их улучшить еще до момента, когда кто-то либо с вами захочет заключить договор, либо к вам придут налоговики уже с предъявлением претензий.
Как получить данные контрагента
Но тут интересно следующее. Если вы хотите проверить также вашего контрагента, вам нужно будет отправить ему запрос на доступ к его сведениям. И если ваш контрагент разрешит доступ к своим сведениям, то, естественно, и вы должны будете разрешить доступ к своим. Такой взаимный обмен вот этими данными.
И если вы видите, что контрагент благонадежный, с ним можно работать, вы его пригашаете в друзья, это все фиксируются в личном кабинете, в истории взаимодействия с контрагентом. Периодически сведения обновляются. Вы можете в процессе следить за этим контрагентом. И таким образом, действия с вашей стороны будут подтверждать, что вы проявили должную осмотрительность в отношении выбранных контрагентов.
Вывод
Ну вообще очень интересно, как это будет работать. Наша налоговая такая современная, что сделала «социальную сеть». Давайте будем вместе следить за развитием событий. Я, конечно же, понимаю, что это сейчас тестовый режим и будет много ошибок, будет много каких-то несоответствий. Кстати, если вы их увидите, то вы можете обратиться к налоговикам. И они вам эти несоответствия должна очень быстро актуализировать.
Мы понимаем, что это все взаимодействие различных систем и различных уровней, подуровней и, естественно, могут быть различные ошибки. Но я вот, например, понимаю, что гораздо эффективнее, если бы я взяла и вручную проверила бы контрагента. Потому что я точно знаю, где эти сведения нужно взять. И я точно знаю, что, например, есть какие-то сведения, которые налоговый орган может дать только юристу, который у него запросит, являясь представителем компании.
И опять мы приходим к тому, что сейчас сделают этот сервис, и насколько опять же, налоговому органу будет достаточно сведений из этой «социальной сети». Честно, я уже сомневаюсь, по опыту предыдущих лет. Поэтому я, конечно, вам рекомендую заказывать именно такую проверку контрагента в ручном режиме, а не в автоматическом. И заказывать ее у наших консультантов, которые знают, по каким критериям нужно проверить и в каком налоговом органе нужно запросить информацию. Конечно, я советую узнать о том, как производить такую проверку в ручном режиме у наших менеджеров и консультантов, прежде чем полностью доверять выбор контрагента автоматическому сервису налоговиков.
Получить бесплатную консультацию юриста
Вам всего хорошего в делах. До свидания.