Bellissimo! Perfetto! Как 12 ИП спасли «Перекрестку» 100 млн рублей

2
1406

Мечтаете внедрить ИП-управляющего, но боитесь? Метод оптимизации налогов очень соблазнительный: ИП платит всего 6% со своего дохода, при этом ответственности у него больше, мотивация выше… Но что, если придут проверяющие? Вдруг переквалифицируют в трудовой договор, доначислят огромные деньги? А давайте-ка развеем ваши страхи. Если все сделать правильно, учесть все нюансы, то налоговики при всем желании не смогут «обидеть вас». Хотите пример? Пожалуйста!

Давайте разберем Решение АС г. Москвы от 27.12.2018 №А40-253112/17-20-5931. Дело касается большой компании, которая постоянно на слуху: это ООО «Экспресс-ритейл», более известный, как «Перекресток-Экспресс». Компания решила увеличить объем продаж и мотивировать своих управляющих магазинами за счет их перевода в статус ИП. Почему? Они больше отвечают за магазин, продвигают его, управляют, сами несут какие-то расходы, но при этом и вознаграждение получают гораздо больше. Налоговой это не понравилось, и она попыталась доначислить компании 34 млн рублей. На сторону налогоплательщика встали суды первой инстанции и апелляции. Налоговики подали заявление в кассацию, но мы знаем, что кассация смотрит только, не были ли нарушены какие-то процессы. Максимум, что она может сделать – это направить дело на новое рассмотрение из-за каких-то процессуальных ошибок. В данном случае это сомнительно, но мы все-таки будем следить за ходом дела.

Итак, налоговая попыталась доначислить 34 млн рублей из-за того, что у ИП-управляющих не изменились обязанности: они, как и раньше, управляли магазином. Весьма сомнительный аргумент, но давайте посмотрим, что противопоставил налогоплательщик.

Прежде чем начать реорганизацию, налогоплательщик четко сформировал деловую цель и занес ее в локальные нормативные акты: приказы, положения, договор и т.д. Владельцы бизнеса обосновали, замену формата деятельности – вместо управляющих по трудовому договору, управляющие по ГПХ. Компания заинтересована в увеличении рентабельности продаж за счет повышения товарооборота в магазине, увеличения среднего чека и количества покупателей, сокращения товарных потерь, улучшения иных показателей деятельности магазина. Они составили регламент, где прописали, что для достижения указанных целей внедрена стимулирующая программа: лучшим управляющим магазином общества, которые способны самостоятельно организовать торговлю, предоставили возможность открыть собственный бизнес. Согласитесь, звучит все красиво, обоснованно, понятно, логично. В результате этой стимулирующей программы 12 человек стали ИП, но не одновременно. Это было постепенный процесс.

Налоговая пытается оспорить расходы общества на этих управляющих в размере 72 млн рублей. ООО же ссылается на то, что изменились как расходы, так и доходы. При ИП-управляющих доходы выросли в 4 раза. Эти показатели действительно отслеживались, а в игре с ИП-управляющим очень важно отслеживать такие моменты. Когда вы передаете ИП-управляющему ведение финансово-хозяйственной детальности, важно зафиксировать «отправные точки»: рентабельность, доход, расход, эффективность на одного сотрудника и т.д., – и ежегодно смотреть, как меняются показатели. Цель ГПХ – это всегда результат, а не процесс, например, повышение дохода. Значит, необходимо посмотреть доход на момент начала деятельности ИП-управляющего и, допустим, на конец года. Очень важны развернутые отчеты.

Существенным аргументом в пользу налогоплательщика стали результаты допросов самих ИП. Это говорит о том, что их хорошо проконсультировали и объяснили, как вести себя на допросе. Распространенный вопрос налоговиков: «Почему вы стали ИП?» Конечно, они надеялись, что управляющие скажут: «Мы стали ИП, потому что нам сказал директор». Но этого не произошло, а ИП-шники ответили очень слаженно, так, как надо:

  • «Решение об учреждении ИП было принято мной по личной инициативе».
  • «Я слышала, что другие управляющие магазинами уже работали по системе ИП. На тот момент, когда я стала работать в качестве ИП, уже прошел примерно год, и уже многие так начали работать. Я это сделала с целью личной выгоды, потому что я могу больше зарабатывать».
  • «Решение о регистрации ИП было принято по совету друзей».

То есть, никто из них не ответил, что их заставило руководство. Все ответили, что зарегистрировали ИП по собственной воле. Именно так и должны отвечать все ИП-управляющие.

У налоговой также были вопросы и по поводу регистрации, и по поводу бухгалтерского обслуживания единой компанией. Во всех протоколах допроса указано, что ИП говорили, что подавали документы сами. Что касается общей бухгалтерской компании, то все ИП заключили договор с ними по совету других ИП. Так что аргумент, что ИП все обслуживаются в одной бухгалтерской компании, суд также отверг.

Очень хорошо и то, что многие расходы ИП взяли на себя. Они самостоятельно заказывали бухгалтерское обслуживание, нанимали сотрудников, иногда даже покупали что-то для коллективного использования, типа чайников, микроволновок и т.д. У некоторых ИП-управляющих также были свои сотрудники, при этом из протоколов допроса этих сотрудников следует, что все они понимали, что работают именно у ИП.

Итак, если поставить себе цель, то можно сделать все красиво. Нужно тратить время на то, чтобы все сделать грамотно, в том числе донести до сотрудников, у кого они оформлены, чем занимаются, почему и как.

Есть еще один момент: проводить банковские операции многим ИП помогал сторонний человек. Но и здесь показания ИП многое разъяснили.  Например: «Безналичные платежи проводит О. в моем присутствии. У меня есть электронный ключ, я приезжаю к ней в Дзержинск с электронным ключом, и она заходит в «Клиент-банк». Вполне возможно, что, по факту, дело обстояло не так, и данный бухгалтер с ключом ИП-шника сама делала платежи и так далее. Но как все красиво описано: невозможно же отследить, приезжала ИП в город Дзержинск или нет. И налоговая не может доказать, что электронный ключ передавался некой О., а она уже с него проводила платежи. Данный аргумент у налоговой тоже не прошел.

Это показательное дело, потому что здесь бизнесмены действительно подошли с умом и многие вещи учли. Именно поэтому у налоговой практически не было шансов подкопаться. Налоговая отчаянно напирала на тот аргумент, что у ИП-управляющих не изменились обязанности. Но и на этот вопрос нашелся красивый ответ: извините, торговля она и есть торговля. Управление этим процессом логичное, прописанное и не имеет смысла его изменять. Поэтому корректный вопрос должен звучать иначе: не как изменились ваши обязанности, а как изменилась ваша работа, то есть, как вы стали это делать. И тут ИП отмечали, что если раньше наймом сотрудников руководило общество, кадровый отдел, то теперь они сами нанимают сотрудников, ищут некоторых поставщиков. Поэтому этот аргумент у налоговой тоже не прошел.

Конечно, для того чтобы внедрить метод с ИП-управляющим, нужен хороший договор, нужно своевременно сдавать отчеты, установить какую-то процентную ставку, чтобы вознаграждение управляющего зависело от его фактических результатов. Ни в коем случае ИП управляющий не должен получать оклад, это логично. А когда вы все сделаете, вспомните еще раз, зачем вы это делали, то есть, вспомните свою деловую цель. Будет хорошо, если вы в каком-то протоколе, регламенте, приказе это зафиксируете. И ваши ИП-управляющие должны знать, что отвечать.

Изучите это дело, в нем даются очень правильные ответы и результаты опросов-допросов. И при этом ИП выступают довольно самостоятельными. Кроме того, что у них есть сотрудники (хотя это не всегда обязательно), у них есть свои расходы, это тоже очень хорошо. Потому что не бывает бизнеса без расходов, даже если это консультирование.

Поэтому внедряйте правильно, читайте наш блог, смотрите видео, подписывайтесь и следите за нашими новостями. А если вам нужна помощь – обращайтесь к нам!