А рыбка-то с душком: однодневки, угорь из Китая и минус 41 млн

0
1092

Это невероятно! Оказывается, еще существуют люди, которые пытаются вести бизнес «в стиле 90-х». Не верите? Давайте разберем судебное дело №А40-206620_18-115-4821 от 2019 года. Но прежде чем рассказать о сути этого дела, хочу напомнить вам, что сейчас настало время тотального контроля за НДС со стороны налоговой. Запущена программа АСК НДС-2, проводится куча сверок, налоговая уже давно общается через интернет, никто не посылает письма по почте. Налоговые из разных частей России моментально реагируют на запросы коллег, и, если где-то в цепочке идет разрыв по НДС, моментально проводят проверки.

А теперь давайте перейдем к самому делу. В нем фигурируют огромные суммы, и при этом допущены такие ошибки, которые произошли явно не по неосторожности. Идут действительные нарушения закона по многим параметрам. Я взяла первую инстанцию, потому что именно в ней можно ознакомиться со всеми параметрами разбирательства, но это дело прошло уже 3 инстанции. И все 3 встали на сторону налоговой инспекции, что неудивительно: ответчиком допущено очень и очень много ошибок и действительно виден преступный умысел. По данному делу налогоплательщику, компании ООО «УНАГИ МАРКЕТ» (торговала угрем и другими морепродуктами), доначислили 41 млн. Компания ООО «УНАГИ МАРКЕТ» закупала морепродукты через несколько компаний (их было больше 5). Эти компании-поставщики закупали у других поставщиков-перепродавцов, а потом все деньги «сливались» в последние две компании, которые закупали товар из Китая. По факту компания ООО «УНАГИ МАРКЕТ» просто закупала в Китае морепродукты. Но документы были оформлены таким образом, что между реальными поставщиками в Китае и компанией «УНАГИ МАРКЕТ» было несколько перепродавцов.

Что получалось в результате такой длинной цепочки перепродаж? Суммы, за которые реально закупался угорь и те суммы, которые показывала компания «УНАГИ МАРКЕТ», различались более чем в 2 раза. Откроем, например, страницу 5 данного судебного решения. Мы видим, что компания «Иллинойс» купила у поставщиков товара на 27 млн и тут же, за 1-2 дня, продала их проверяемому налогоплательщику за 37. Каким образом товар из 27 млн вдруг превратился в товар за 37, неизвестно. Вот еще пример: компания «Эпсилон» закупила на 22 млн морепродуктов и тут же продала компании «УНАГИ МАРКЕТ» за 57 млн.

Эта схема очень стара: платим посреднику 50 млн, он покупает реальные товары за 27, а сам при этом налоги не платит. Несмотря на то, что через фирмы-прокладки прогонялись огромные суммы (по 400 млн), в декларации они показывали нулевую прибыль и не платили НДС. Они его не размазывали, не прятали – просто создавали огромнейший разрыв в НДС, и все. К тому же, коды ОКВЭД этих компаний совершенно не соответствовали той деятельности, которой они занимались. Например, одна из компаний имеет ОКВЭД по торговле косметикой, другая – по логистике. Если у вас ОКВЭД по торговле косметикой, вы зачем морепродукты продаете?

Но дело не только в том, что имелась огромная разница в цене закупки и продажи у этих перепродавцов. Сами компании не соответствовали ни одному признаку самостоятельного добросовестного лица. Налоговая приводит следующие доводы по этому поводу: у этих компаний-прокладок отсутствуют трудовые ресурсы, за ними числятся номинальные и массовые руководители и учредители (я нашла даже одного мертвого). Также установлена минимальная налоговая нагрузка при значительных оборотах по банковскому счету. В ЕГРЮЛ содержится недостоверная информация о юридическом адресе, документы по встречным проверкам не предоставляют, сайтов и реклама в интернете отсутствуют. Ну а те руководители компаний-однодневок, которых налоговая все-таки сумела выловить, сказали, что они ничего не знают и никак не причастны к происходящему.

Идем дальше. Во всех накладных, со всеми подозрительными контрагентами, которые перечисляются в данном судебном решении, выявлены одни и те же арифметические ошибки. Налоговая указывает, что наличие подобных ошибок свидетельствует о том, что изменения в итоговые значения вносились вручную или что данная товарная накладная сформирована не в 1С, а в Excel. Тот факт, что одинаковые арифметические ошибки допущены в товарных накладных, выставленных в адрес общества перечисленными контрагентами, подтверждает вывод налогового органа об изготовлении первичных документов по спорным сделкам и управление спорными контрагентами одним лицом. Одна ошибка, одно лицо.

Следующий момент: один из поставщиков был зарегистрирован за 2 недели до заключения договора с компанией «УНАГИ МАРКЕТ». Недолго они ждали, чтобы заключить договор… Вот еще любопытный момент: когда проверяли ООО «Эпсилон», у которого «УНАГИ МАРКЕТ» закупала по повышенной цене, нашли его директора Луцковскую, и она отрицает свое участие в деятельности компании. А самое веселое, что она оформлена по трудовому договору на полный день в другой компании в должности кладовщика. Вот такой директор. Денежные средства, полученные от покупателей ООО «Эпсилон», в тот же или на следующий день списывали со счета либо переводили следующему звену, который якобы закупал в Китае.

Налоговая проверяла всех контрагентов по поисковым системам Google, Yahoo и Яндекс, и ни рекламы, ни сайтов компаний не нашла, причем у всех. Тут судебное дело на 17 страниц, налоговики искали по всем прокладкам какую-либо информацию в интернете, и ничего не нашли. По адресу они их тоже не нашли.

А вот ООО «Иллинойс», еще одна прокладка. Среди директоров – Антонов, который умер в 2016 году, хотя потом продолжил выдавать доверенность. Казалось, что подобного уже никто не допускает, но, видимо, еще находятся «очень умные» владельцы бизнеса, которые регистрируют компании с мертвыми директорами. Удивительно, что среди этих однодневок нет руководителей из мест не столь отдаленных. Итак, налоговики проверяют компанию «Иллинойс», там являлся директором Сидоренко С. Е. Налоговая начинает выяснять, кто же такой Сидоренко С. Е. и делает вывод, что назначение Сидоренко С. Е. Генеральным директором ООО «Иллинойс» является фиктивным. А знаете, почему? Потому, что он якобы руководит компанией с крупными оборотами денежных средств и контрагентами свыше 10 штук, являясь при этом укладчиком-упаковщиком в производственном цеху по переработке мяса птицы. То есть один директор переработчик, другой – кладовщик, третий и вовсе мертв…

Если вы ставите номинальных директоров, то вы хотя бы научите их, что они будут докладывать налоговой, если им зададут вопросы. И, конечно же, нельзя допускать, чтобы в период руководства какой-то вашей компанией они одновременно работали по трудовому договору кладовщиками, уборщикам, переработчиками. Прикладывайте хоть какие-то усилия, чтобы это все смотрелось реально.

Также налоговая выявила, что у всех у этих фирм («Иллинойс», «Эпсилон», «Lacoste», «Меркурий», «Евроимпорт»), которые якобы поставляли морепродукты ООО «УНАГИ МАРКЕТ» единый ip-адрес, единые представители, единые контакты. Особенно забавно то, что заявление на закрытие специального карточного счета ООО «Меркурий» подписано руководителем и учредителем ООО «Иллинойс», Антоновым А. П. 18 ноября 2016, то есть спустя 3 месяца после его смерти.

Закончив проверять эти непонятные прокладки, налоговая выясняет, что есть факт прямых взаимоотношений между ООО «УНАГИ МАРКЕТ» и китайским поставщиком. То есть по факту всю продукцию у поставщика в Китае закупал «УНАГИ МАРКЕТ». Сделки с фирмами, которыми руководят кладовщики и упаковщики, либо мертвые люди, — это только бумажки. Так как «УНАГИ МАРКЕТ» не устраивал тот НДС, который пришлось бы заплатить, они создали цепочку однодневок чтобы раздуть вычет по НДС.

Конечно, НДС очень неприятный налог, большой, его трудно снижать, за ним сильно следят. Если у вас нет возможности уйти от НДС, тогда просто прощайтесь с ним. Мы можем снизить НДС легальным способом, только если у нас есть потребители без НДС. Если у вас все потребители с НДС, и они хотят поставить НДС к вычету, вам этот НДС придется заплатить. Но можно снизить налог на прибыль, страховые взносы и так далее. Не стоит зацикливаться на НДС.

«УНАГИ МАРКЕТ» все-таки попыталась сказать, что она проявляла должную осмотрительность, но налоговая отметила, что заполучить копии регистрационных документах – это не подтверждение проявления должной осмотрительности. Сотрудник ООО «УНАГИ МАРКЕТ» заявлял, что он знакомился лично с руководителями поставщиков, но когда налоговики ему показали фото Луцковской, тот ее не узнал. Разумеется, все расходы по закупкам их сняли.

Компания даже не докажет, что надо поставить реальную закупку к вычету, потому что по статье 54.1, если операция фиктивная, либо хозяйственная операция выполнена не тем лицом, с которым заключен договор, то бессмысленно потом пытаться поставить к вычету другую сумму. «УНАГИ МАРКЕТ» поставил к вычету 57 млн, их оспорили. Те 27 миллионов, на которые был реально этот товар, он уже не поставит к вычету. Получается, что он заплатит больше, чем если бы просто платил НДС в обычном порядке.

Подобные схемы приводят к значительным доначислениям, к уголовным статьям, к банкротству и субсидиарке. Если вы хотите экономить, делайте это правильно. Если же вы не знаете, как легально сэкономить – обращайтесь к нам. Мы поможем оптимизировать налоги, при этом все наши рекомендации опираются на законы и судебную практику. Работайте законно и берегите свой бизнес!

Ссылка на судебную практику