Нет, не слипнется: про карамельных агентов, кондитера и 57 «лимонов»

1
618

Здравствуйте, коллеги, меня зовут Наталья Брылева. Я партнер ЮК «Туров и партнеры».

Как компании работают с посредниками? С какими сложностями, претензиями от налоговиков они сталкиваются? Я подготовила для вас полезное судебное решение по агентским взаимоотношениям.

Арбитражный суд столицы с пристрастием относится к налоговым оптимизациям. Поэтому на него хорошо ориентироваться.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 апреля 2020 года № А40160906/2019

После выездной проверки инспекторы выявили цепочку контрагентов – поставщиков. По мнению налоговой, их включили умышленно, для увеличения конечной стоимости товаров и получения незаконных вычетов. Среди контрагентов были перекупщики, которые работали по договорам поставки и посредники в виде комиссионеров – агентов, которые поставляли товар налогоплательщику.

Аргументы инспекции

Инспекторы обнаружили признаки компаний-однодневок:

  • транзитные перечисления денег;
  • директора отказались от участия в данных компаниях;
  • ресурсы для ведения агентской деятельности отсутствовали;
  • вход в банк-клиент совершали с одного IP-адреса.

Инспекторы не понимали, зачем привлекать посредников, если поставлять товар можно напрямую. В возражениях налогоплательщик указал, что агенты требовались для того, чтобы снизить стоимость продукции. Также агент отвечал за сохранность и качество продукции.

Мнение суда

На что обратил внимание суд?

  1. Налоговики не доказали, какие именно ресурсы для работы отсутствовали у спорных контрагентов.
  2. Суд отметил, что отказ директоров от ведения финансово-хозяйственной деятельности в едином виде не может быть признаком получения необоснованной выгоды.
  3. Налоговики проводили экспертизу давности подписей на договорах. Но суд сказал, что главное – это наличие всех необходимых документов.
  4. Налоговики настаивали, что в назначении платежей спорным поставщикам указано – «Кондитерские изделия». При этом поставляли другой товар, например, сахар. Но инспекторы проверили почему-то только одного спорного контрагента.

То есть по цепочке выявлялось только то, что было удобно налоговикам.

Мне понравилось в решении то, что суд сказал: «Ну написано другое наименование в платежах… Наоборот, это доказывает, что спорный контрагент вел независимую, самостоятельную, финансово-хозяйственную деятельность». Продаваемая продукция, отличалась от той, которая закупалась. То есть она разная.

На что еще указал суд? Добросовестность. Как ее проверили при выборе данного агента? Стандартно: уставные документы, копии паспортов директоров. Это основной пакет документов, который был у налогоплательщика.

Также инспекторы не предоставили иных документов об отсутствии добросовестности налогоплательщика. Они ограничились ссылкой на стандартную формулировку: «не проявлена должная осмотрительность». Очень интересное решение с точки зрения того, как можно использовать агентские отношения по закупке.

Мы всегда говорили, что если вы грамотно составите договор и предоставите деловую цель работы с агентом, то проблем с налоговиками можно избежать.

Вывод

В данном случае деловая цель работы с агентом экономически обоснована: затраты с учетом вознаграждения меньше, чем при закупке напрямую.

Налогоплательщик освободил от трудовых взаимоотношений своих менеджеров по закупке. Далее, по соглашению сторон перевел их в агентские компании. Они самостоятельно вели бизнес: отвечали за товар и не предъявляли необоснованных претензий. Это гражданско-правовые взаимоотношения: кто сколько заработал, тот столько и получил.

Также суд отметил, что налоговики не предъявляли претензии по вычетам со стороны налоговиков. Их не вызывали на комиссию. После камеральных проверок претензий не было. При работе с агентами по закупке, компания получала выгоду в виде снижения налога на прибыль и экономии по зарплатным налогам. Также она правильно вела документооборот – это очень важно.

Правил много. Мы представили признаки, которым должны соответствовать агенты и разработали для вас целый пакет документов. Он давно «обкатан», прошел «огонь, воду и медные трубы». Наши клиенты его успешно внедряют, экономят на налогах и снижают ответственность перед законом.

Если вы хотите выстроить бизнес с использованием агентских взаимоотношений, заказывайте пакет документов: «Прямой агент». Вы сэкономите на налогах, без рисков для бизнеса. Всего хорошего, до свидания!