Не фортануло: про «залет» на 1,25 млрд и косяк с товарным знаком

0
746

Сегодня мы разберем два интересных судебных дела. Первое касается инвестиций в строительство аэропорта и тотального «залета» на 1,255 млрд рублей. Второе – выплаты компанией роялти за товарный знак ее учредителя.

Дело №1. «Лжеинвестиции»

Постановление АС ЗСО от 22.03.2021 по делу № А81-3063/2020

Первое касается лжеинвестий. Компания построила международный аэропорт за 18 млрд рублей. Поскольку объект непрофильный и требует спецразрешений, его передали дочерней компании. Сделку структурировали через куплю-продажу и увеличение уставного капитала. «Дочка» воспользовалась льготой по налогу на имущество, однако налоговики были против. 

Инспекторы и суд пришли к выводу, что организация купила готовые объекты и не инвестировала в строительство: «Обществом приобретены готовые объекты основных средств, построенные и введенные в  эксплуатацию ОАО «А»; доказательств инвестирования денежных средств Обществом в строительство, проведение реконструкции, модернизации в дело не представлено (пункт 6 статьи 376 НК РФ).

Поскольку в данном случае Общество не реализовывало инвестиционных проектов, приобретая готовый, созданный объект, введенный в эксплуатацию иным субъектом хозяйственной деятельности (ОАО «А»), суды обоснованно поддержали позицию Инспекции о нарушении заявителем порядка применения пункта 6 статьи 376 НК РФ».

Льгота есть. Однако организация не могла ей воспользоваться, так как не предоставила доказательств инвестирования в объект. Будем следить за тем, какое решение примет Верховный Суд. На данный момент компания влетела на 1,255 млрд рублей. 

Сумма доначислений огромная. Если вы решили воспользоваться льготами, то внимательно проверяйте, соответствует ли ваш бизнес заявленным требованиям. 

Дело №2. Выплата роялти за товарный знак

Постановление АС СКО от 20.02.2021 по делу №А53-39983/19

Это дело касается выплаты роялти до регистрации права на интеллектуальную собственность. Изначально компания платила роялти за товарный знак своему учредителю.

Это нормальная ситуация. Учредитель придумал бренд и раскрутил товарный знак. Он не обязан предоставлять его даром своей компании. 

В конце 2015 года бизнесмен внес товарный знак в уставной капитал вновь созданной компании. Заключил лицензионный договор с новым правообладателем, но договор отчуждения исключительных прав зарегистрировали в Роспатенте лишь спустя полгода. 

Получается, что регистрация лицензионного договора не прошла. Нужно сначала отчуждать право, а потом зарегистрировать новый договор. Налоговики сняли с расходов роялти, которые выплачивались в последние полгода.

Первая инстанция поддержала компанию – налицо использование товарного знака и получение прибыли. 

Вышестоящие инстанции решили иначе. Помимо вышесказанного, были такие факторы, как:

  • взаимозависимость сторон;
  • совпадение IP-адресов;
  • выдача внутригрупповых займов за счет выплаченных роялти.

Непонятно, в чем заключается незаконная экономия от перевода товарного знака, ведь роялти платились в обоих случаях.

Компания могла платить роялти на ИП учредителя. В данном случае я не понимаю, зачем нужно было переводить товарный знак на другую компанию. В итоге компанию обязали уплатить государству почти 5 млн рублей. 

Если вы не знаете, как построить грамотную структуру бизнеса с использованием франшизы, то обращайтесь к нам. Наши юристы всегда вам помогут. А если вы хотите внедрить договор коммерческой концессии (франшизу) самостоятельно, то присмотритесь к готовому комплекту внедрения. 

Например, если у физлица (учредителя) есть интеллектуальная собственность, которой пользуется компания, то вы можете построить модель с выплатой роялти за ее использование. 

Какие выгоды вы получите?

  1. Работа группы компаний под общим брендом.
  2. Снижение налога на прибыль.
  3. Законная наличность.
  4. Контроль закупок и ценообразования.
  5. Защита от рейдерских захватов и блокировок счетов.

Оптимизируйте налоги грамотно. На сегодня у меня все. Желаю успехов вам и вашему бизнесу.