Как работать с самозанятыми: все про НПД

0
2926

С 1 января 2019 года действует новый налоговый режим — налог на профессиональный доход, или налог для «самозанятых». Платить налог для самозанятых вправе граждане, не имеющие статус ИП, которые в добровольном порядке перешли на данный режим и выполняют все требования и ограничения по данному режиму. Этот налоговый режим выгоден не только для граждан, но и для организаций, которые заключают с самозанятыми договоры гражданско-правового характера. Так, если вы работаете с самозанятым гражданином, нет необходимости вводить его в штат, отчислять за него налоговые платежи и страховые взносы. Самозанятый гражданин – это отдельная предпринимательская единица, и он самостоятельно отчисляет налоги со своих доходов.

Почему работать с самозанятыми выгодно?

Разберем ситуацию: организация нанимает на работу человека в штат. Это значит, что с заработной платы необходимо удержать НДФЛ в размере 13% и страховые взносы в размере 30%. Не очень выгодно для организации, да и для самого работника, так как сегодня 30% от зарплаты работодатель платит в фонды, а пенсию работник начнет получать спустя лет 30-40. Я уже не говорю об огромном количестве отчетов по работающему сотруднику, которые бухгалтер в организации составляет и отправляет в соответствующие органы. Конечно, в ряде случаев работник может зарегистрировать ИП и взаимодействовать с организацией уже как исполнитель и заказчик. НДФЛ с данных выплат не удерживается, а страховые взносы становятся меньше. Так, в 2019 году ИП платит страховые взносы «за себя» в сумме 36 238 рублей и с дохода свыше 300 000 рублей 1% оплачивает в пенсионный фонд. Уже лучше. А если ИП без сотрудников и находится на упрощенной система налогообложения, база доходы, он вправе снизить шестипроцентный налог на сумму страховых выплат без каких-либо ограничений. Для организации ИП не является работником, а становится контрагентом, поэтому отчетов как в случае с работником бухгалтер не составляет. А если мы заключаем договор с самозанятым гражданином? Для заказчика (организации) ничего не меняется, взаимодействие происходит, как и с индивидуальным предпринимателем. При работе с организацией самозанятый самостоятельно платит налог в размере 6% и все, причем рассчитывается он автоматически через специальное приложение.

Как обезопасить себя при работе с самозанятыми?

Допустим, вы хотите заключить договор с самозанятым, но раньше не сталкивались с налогом на профессиональный доход. Есть ли какие-то подводные камни, о которых необходимо знать заранее? Прежде чем заключать договор с самозанятым, проверьте, получил ли человек статус самозанятого. Это можно сделать с помощью сервиса на сайте ФНС. Если Вы заключите договор ГПХ с физическим лицом без статуса самозанятого, необходимо будет из его вознаграждения удержать НДФЛ в 13% и оплатить страховые взносы в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования. Также, чтобы обезопасить компанию от претензий со стороны налоговых органов по взаимоотношениям с самозанятыми, необходимо требовать от самозанятого чек по каждой оплате. Чек у самозанятого формируется автоматически в приложении и нет никаких трудностей отправить его в бухгалтерию компании, чтобы вы могли включить эти выплаты в расходы. Если самозанятый отказывается выдавать чек, можно пригрозить ему, что сообщите о данном факте в налоговую инспекцию по месту постановки на учет самозанятого. Поскольку данный вид взаимоотношений является новым как для налоговой, так и для банковского сектора, блокировки карт самозанятых и вопросы к организациям в рамках 115-ФЗ были довольно частыми. В связи с этим крупнейшие банки запустили новые проекты для самозанятых граждан. Так банки могут отслеживать, является ли гражданин самозанятым, и вопросов о нестандартных выплатах не возникает. В случае, если у проверяющих возникнут претензии к организации, вам необходимо будет обосновать выплаты на карты физических лиц. Это поможет сделать договор с самозанятым гражданином, чеки и выписка с сайта ФНС о наличии статуса самозанятого.

Когда нельзя работать с самозанятыми?

Если вы уже вдохновились идеей работать с самозанятыми и экономить на налогах, хотим вас предостеречь от возможной ошибки. Сотрудников, которые уже работают у вас, нельзя уволить и перевести в статус самозанятых. По закону, человек не имеет права сотрудничать с бывшим работодателем в качестве самозанятого в течение 2 лет с момента увольнения. Если это обнаружится, налоговики переквалифицируют договор ГПХ в трудовой и доначислят налоги за все время.