Как «бумажный» агент превратился в «золотого»

0
314

Агентские взаимоотношения – это отличный способ сэкономить на налоге на прибыль, страховых взносах, а также получать законную наличность. Однако такие отношения следует выстраивать грамотно. Как же правильно использовать такой метод и не нарваться на налоговиков?

Разберем Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2020 года № А65-7790/2019. Кстати, Постановление оставлено в силе Определением Верховного суда РФ от 18 июня 2020 года № 306-ЭС20-7208.

Суть дела

Компания «А» закупала товар по договорам поставки с компанией «Б». В дальнейшем «А» заключила агентский договор с этим поставщиком на продвижение продукции, маркетинговые исследования и прочие услуги.

По мнению налоговиков, первая компания возвращала часть уплаченной суммы за поставку товара и одновременно увеличивала его себестоимость. Инспекторы посчитали, что это фиктивные взаимоотношения, якобы документооборот на самом деле не исполнялся.

Доказательства

Налоговики спросили сотрудников, как заключался договор поставки и нужен ли для этого агентский договор. Выяснилось, что компания заключала договоры с контрагентами напрямую, а сотрудники не задействовались. Например, организация «Б» не нуждалась в маркетинговых исследованиях, потому что у нее были налажены связи напрямую с контрагентами.

Далее налоговики посмотрели отчетность агента и увидели там фиктивный документооборот. При отгрузке в товаросопроводительных документах было видно, что товар получали по доверенностям сотрудники контрагента. Соответственно, агент даже не участвовал в передаче продукции от поставщика к покупателю. По сути, агент был, и через него проходили документы, но по факту он не отвечал ни за передачу товара и денег, ни за взаимодействие с сотрудниками, ни за налаживание связей и консультирование по свойствам продукции.

Налоговики сказали, что расходы на такого агента нужно убрать и доначислили 16 млн рублей по НДС. Компания «А» могла напрямую заключить договор с контрагентами, но включила в цепочку посредника, увеличив стоимость товара.

Вывод

Если у вас есть агентские взаимоотношения, внимательно прочтите, что вы написали у себя в документах. Например, если вы заказываете маркетинговые услуги, подтвердите этот факт договором с рекламным агентством. Каждое действие агента нужно зафиксировать и документально подтверждать, например, билетами на самолет или чеками за проживание в гостинице. Налоговики внимательно смотрят на реальное исполнение договора.

Даже в данном Постановлении суд спрашивал, в чем заключались агентские взаимоотношения. Компания «Б» объяснила, что они сложились в рамках возврата бонусов. Однако суд сказал, что был только договор, по которому бизнесмены приняли к вычету 16 млн по НДС. Суд указал, что агент должен продвигать продукцию, так как это написано в договоре, а про бонусы написано не было.

Совет

Не пишите лишнего в договоре. Особенно, если вы заранее знаете, что не выполните какой-то пункт или не сможете его подтвердить. В противном случае налоговики скажут, что не выполнялся пункт договора. А если таких пунктов будет много, то весь договор будет считается фиктивным.

Например, у экспертов нашей компании огромный опыт во внедрении агентских взаимоотношений. Мы составляем договор под каждую компанию индивидуально, и у нас нет шаблонного подхода.

Внимательно относитесь к документообороту. Это основа, которая поможет вам признать расходы обоснованными. Остались вопросы? Заказывайте внедрение прямого или обратного агента:

  • снизьте налог на прибыль;
  • сэкономьте на страховых взносах;
  • получите законную наличность;
  • защититесь от претензий к торговой деятельности.

Всего хорошего и до свидания.