Дробление по франшизе: как спасти свою интеллектуальную собственность

0
364

 

Сегодня рассмотрим с вами дело по дроблению, которое прошло все инстанции. И осталась в силе, с точки зрения позиции налогового органа.

Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2021 N 306-ЭС21-10487 по делу N А72-10249/2019

А дело было простое. Существовало несколько компаний, которые назывались: НАНС-1, НАНС-2 и так далее. Ну, не заморачивались учредители с названиями. В общем-то, для клиентов это неудобно. Потому что они знают компанию, как НАНС, что это проверенный поставщик, который всегда выполняет свои обязательства по договорам. Но, так как все эти организации существовали на УСН, то, соответственно, все пытались поместиться под обороты 150 млн рублей в год. И новая организация создавалась в тот момент, когда предыдущая уже подходила к порогу превышения лимита – к 150 млн рублей.

Соответственно, налоговый орган выявил, что у компаний одинаковые адреса, единые учредители, сотрудники и даже телефоны. Ну, в общем-то, классические признаки неправильного, незаконного дробления бизнеса. Конечно же, налоговики доначислили им НДС, налог на прибыль, а также перевели все компании на ОСН.

Вывод

Понятно, что удобно использовать одно и то же наименование. Человек идет на контакт, потому что он визуально настроен на то название, которое видел и, возможно, что-то приобретал. Поэтому это действительно удобно юридическим лицам. Поэтому, чтобы такого не случилось в вашем случае, и вы законно называли все предприятия одинаково или хотя бы частично употребляли одно наименование во всех компаниях, вам нужно заключить либо лицензионный договор, либо договор коммерческой концессии, который мы часто называем договором франшизы.

Смысл в том, чтобы законно передать право пользования наименованием, товарным знаком, который вы, может быть, зарегистрировали. Чтобы все участники группы легально использовали в наименовании, в вывесках, на бланках одинаковое название. Это дает несколько преимуществ.

Во-первых: это законность дробления бизнеса. Она обосновывается, но только в случае, если вы будете совершать реальные платежи за пользование такой интеллектуальной собственностью.

Во-вторых: эта собственность должна быть зарегистрирована в Роспатенте, то есть должно быть получено реальное право на защиту. Эта интеллектуальная собственность должна светиться в реестре. Соответственно, платежи действительно должны быть рыночные, реальные, не нужно 80% прибыли отдавать правообладателю. Достаточно придерживаться суммы до 15% от продажи товара или услуги под данным брендом.

В-третьих: товарный знак должен быть официально передан своим пользователям. А также должен быть оценен, например, независимым оценщиком.

В-четвертых: документооборот должен быть тщательно проработан, чтобы его не признали формальным. Все тонкости использования товарного знака или фирменного стиля должны быть закреплены в лицензионном договоре.

В-пятых: обязательная отчетность. Потому что там отражается выручка, с которой нужно платить роялти правообладателю.

В-шестых: это законное получение наличных, например, на ИП-правообладателя. Если вы вывели товарный знак на предпринимателя, одного из учредителей, то, пожалуйста, применяйте упрощенку 6%, платите с полученных роялти 6% в бюджет, а всеми остальными деньгами распоряжайтесь по своему усмотрению.

Это дело еще раз нам напоминает о том, что нужно правильно оформлять взаимоотношения. А те, которые у вас существуют в реальности, нужно просто правильно переложить на бумагу, и дальше получать удовольствие от жизни. И тогда вы сможете предъявить налоговикам контраргумент, если они прицепятся к одинаковому названию.

Личный пример

Буквально на днях у меня была консультация по поводу интеллектуальной собственности. В России предприниматели активно регистрируют знаки товарные. Раньше к этому вообще никак не подходили, просто что-то использовали. А теперь уже и споры по интеллектуальной собственности появились, предприниматели защищают свои бренды.

У бизнесмена был зарегистрирован товарный знак на территории России. И он возил свой товар из Китая, там у него производство и так далее. И тут на границе его товар заблокировали таможенные органы с формулировкой, что вы не спросили у правообладателя, можно ли этот товар вообще импортировать в Россию.

Оказывается, наш предприниматель не знал, что он должен у кого-то спрашивать разрешения, с учетом того, что это его товарный знак.

Таможенники дали реквизиты владельца: это оказался китайский гражданин, который потребовал 15% от стоимости товара, который должен пересечь границу и продаваться в России. Естественно, предприниматель заплатил эти деньги, потому что иначе у него просто были бы убытки.

Именно поэтому и следует заключать лицензионный договор, и главное, знать как правильно это делать. Ну, а мы в этом, конечно, вам в этом поможем.

Если вы хотите грамотно внедрить франшизу, но не знаете, как это сделать, то обращайтесь к нам. Закажите комплект внедрения «Договор коммерческой концессии»:

  • работайте в группе компаний под общим брендом;
  • снижайте налог на прибыль;
  • получайте законную наличность;
  • контролируйте закупки и ценообразование;
  • защитите бизнес от рейдерских захватов.

Удачи в делах.