Наивное женское дробление: как уральская бизнес-леди слетела с ЕНВД

0
1168

И снова о дроблении! На этот раз поговорим про Определение Верховного суда РФ от 7 октября 2019 года №309-ЭС19-16444, которое, к сожалению, не в пользу налогоплательщика. Речь пойдет о неправильном применении ЕНВД и о тех ошибках, которые привели к доначислениям. Но наиболее интересным является не Определение Верховного суда, не кассация и апелляция, а первая инстанция (Решение от 17 декабря 2018 года по делу №А76-279482018). Именно там подробно описаны все основания дела и все доводы, приведенные как налогоплательщиком, так и непосредственно налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки. Чем примечательно данное решение? Здесь расписаны ошибки, которые очень часто допускают предприниматели в попытке обосновать правомерность применения ЕНВД.

Ошибка №1

Бизнес-леди вела деятельность якобы по розничной торговле на площади, которая по факту превышала 150 квадратных метров (а это ограничение для применения ЕНВД). Предприниматель заключила договоры субаренды нескольких помещений, и в соответствии с данным договором она вроде как не превысила требование. Однако в ходе выездной налоговой проверки было установлено, что эти три арендуемых помещения использовались как единый торговый зал площадью 480 м. А это лишает ИП права применять ЕНВД. В ходе опроса ИП обосновала это тем, что вела деятельность тремя разными группами товара, и территория была обособлена. Однако визуальный осмотр помещения показал, что никакого обособления не было. Ассортимент разграничивался невысокими торговыми полками, на которых выкладывали товар, а клиенты обслуживались в едином помещении с вывеской «Касса». Да, там стояли три кассовых аппарата, но все они были оформлены на одного ИП. В ходе проверки выяснилось, что раздельный учет по каждому объекту торговли, как это должно быть, не велся.

Ошибка №2

На опросе продавцы-кассиры подтвердили, что работали на всей площади данного розничного центра. Они даже не знали, к какому именно магазину они относятся. Кроме того, торговая точка функционировала под единой вывеской, с единым графиком работы и единым уголком покупателя. Помните: если вы позиционируете несколько магазинов как разные розничные точки, они должны соответствовать признакам самостоятельности. Должен быть свой кассовый аппарат, своя вывеска, свой график работы, свой необходимый штат. И, конечно же, территория должна быть четко разграничена.

Так, например, данный торговый зал, 480 квадратных метров, арендовался еще одним ИП. Но территория, на которой вел деятельность второй ИП, была ограничена стеклянными и гипсокартонными перегородками. Несмотря на то, что ассортимент товара у него был схожий с остальными тремя розничными точками, разделение четко просматривалось.

Ошибка №3

Еще налоговые органы выяснили, что велась не розничная, а оптовая торговля. На основании чего? У ИП были заключены договоры, которые полностью соответствовали условиям договора поставки с муниципальными учреждениями. Сначала оговаривался ассортимент, потом производилась оплата безналичным расчетом, и даже иногда осуществлялась доставка до данных муниципальных заведений. Естественно, это свидетельствовало об отсутствии розничных договоров купли-продажи, а соответственно, о невозможности применения единого налога на вмененный доход.

Уважаемые предприниматели, которые работают на ЕНВД, убедительная к вам просьба: внимательно ознакомьтесь с данным делом. В нем собран спектр классических ошибок, которые могут допустить начинающие оптимизаторы. То ли по незнанию, то ли из-за нехватки времени, предприниматели не удосуживаются либо грамотно разграничить пространство, либо оформить договоры аренды, в которых четко разграничить план помещения, либо сделать перепланировку через кадастровую службу. Не допускайте таких ошибок! Оптимизируйте правильно. Учитывая тот факт, что ЕНВД скоро отменят (остался всего лишь один год), я уверена, что налоговики будут активно проверять на соответствие условиям применения данного специального режима. Оптимизируйте правильно, а если не знаете, как это сделать – обращайтесь к нам.